Особенности применения относительно определенных норм права

Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Понятие и отличительные особенности нормы права. Виды норм права

Первичным элементом права является норма права. Норма права — выраженное в законах и иных источниках права общеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца возможного или должного поведения, охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

  1. Правовая норма устанавливается или санкционируется (офиц) или дозволяется (тихо) гос-ом и закрепляется в официальных правовых актах государства.
  2. Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер: предоставляет права и возлагает обязанности на лица.
  3. Обеспечение исполнения правовой нормы с помощью мер государственного принуждения и применение в случае необходимости при неисполнении или ненадлежащем исполнении юридической ответственности к правонарушителю.
  4. Норма права является государственным регулятором типовых общ. отнош.
  5. Н.п. — модель, образец поведения
  6. Общеобязательность.
  • Н.п. регулирует типичный случай, сл-но, регулирует вид общ. отношения
  • Адресовано не к конкретному лицу, а ко всем лицам
  • Н.п. применяется многократно
  1. Н.п. — четко выраженные, детализированные правила поведения
  1. По отраслям права.
  2. Материальные — закрепляющие положение субъекта, его права и обязанности; процессуальные — закрепляющие порядок реализации норм материального права.
  3. По сфере регулирования: типичные — правила поведения, непосредственно регулирующие отношения между субъектами, устанавливающие права, обязанности субъекта, а также способы защиты. Виды типичных:
  • регулятивные — рассчитаны на правомерное поведение субъекта и устанавливают права и обязанности субъекта: обязывающие, запрещающие, управомочивающие
  • правоохранительные — рассчитаны на неправомерное поведение субъекта, потому всегда содержит указание на меры государственного принуждения;

Нетипичные — нормы, не являющиеся правилами поведения субъекта в конкретной ситуации, содержащие определенные положения, которые сопровождают действие типичных норм. Виды нетипичных:

  • общеоткрепительные — в обобщенном виде закрепляют определенное состояние общественных отношений или определенные элементы отношений
  • декларативные — провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности
  • дефинитивные — содержат научно сформулированные определения юридических понятий и категорий.
  1. По степени определенности: это абсолютно определенные (ГК закрепление в норме фиксированной суммы штрафа), относительно определенные (УК установление высшего и низшего пределов наказания за конкретное правонарушение), альтернативные, которые устанавливают несколько вариантов поведения сторон.
  2. По кругу лиц: общие и специальные.
  3. По способу установления: императивные (не допускает отклонений от правила поведения), диспозитивные (предоставляется участникам самим определить условия своего поведения)

7. По сфере действия: общие, специальные, исключительные

Виды норм права

Классификация норм права на виды производится по различным основаниям.

1. По отраслям права нормы права делятся на:

нормы конституционного права;

нормы административного права;

нормы уголовного права и т.п.

2. Выделяют также:

нормы материального права, которые определяют содержание прав и обязанностей;

процессуальные нормы права, которые регулируют порядок, процедуру реализации первой группы норм.

3. Как уже указывалось, нормы права могут быть:

позитивного регулирования;

правоохранительные.

4. По степени точности и определенности указанных в гипотезе фактических обстоятельств случая нормы права делятся на:

В норме с определенной гипотезой условия ее реализации настолько ясны и очевидны, что в каждом случае применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие (достижение определенного возраста и наличие трудового стажа для получения пенсии).

В норме с относительно-определенной гипотезой наличие или отсутствие условий реализации нормы не является для всех очевидным и определяется в каждом конкретном случае компетентным органом. Здесь недостаточны только простая констатация и проверка таких условий, а нужно их официальное установление (например, крайняя незначительность нарушения должником обеспеченного залогом обязательства, а также явная несоразмерность требования залогодержателя и стоимости заложенного имущества — ч. 2 ст. 348 ГК РФ, существенное нарушение договора — ч. 2 ст. 450 ГК РФ).

5. По степени определенности диспозиций нормы права делятся на:

Нормы с абсолютно-определенной диспозицией точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон. Например, ст. 7 Закона о государственных пенсиях устанавливает, что пенсии не подлежат обложению налогами.

Нормы с относительно-определенной диспозицией, устанавливая права и обязанности субъектов, дают им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае, в пределах нормы проявлять инициативу, самодеятельность заинтересованных лиц и органов. Примером такой нормы может служить ч. 1 ст. 404 ГК РФ, устанавливающая, что, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.

Бланкетная норма называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Конкретное содержание этих правил дается в специальных нормативных актах отдельно от данной нормы. Такой нормой является, например, ч. 1 ст. 217 УК РФ, устанавливающая ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия. Бланкетные нормы обычно содержат ссылки на правила техники безопасности, ГОСТы, нормы естественной убыли и иные правила, подвергающиеся достаточно оперативному обновлению.

6. По степени определенности санкций правоохранительные нормы, содержащие юридические санкции, делят на:

нормы с абсолютно-определенными санкциями. Они точно указывают, какую меру воздействия должен применить орган государства к правонарушителю (выговор, лишение воинского звания, принудительное взыскание долга и др.);

нормы с относительно-определенными санкциями. Они допускают пределы применения государственными органами различных мер правового воздействия с учетом тяжести совершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Они либо содержат указание на минимум и максимум наказания, взыскания (например от трех до пяти лет лишения свободы), либо (а также наряду с этим) указывают на несколько видов наказания, взыскания, одно из которых может быть применено к правонарушителю (например лишение свободы или исправительные работы). Последний вид относительно-определенной санкции нередко называют альтернативной санкцией. Существуют также так называемые кумулятивные санкции, которые допускают (или обязывают) применение к правонарушителям, кроме основного, также дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб, штраф с конфискацией имущества и т.п.).

7. В правовой системе также выделяют:

нормы основного регулирующего действия, которые устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений;

нормы вспомогательного действия, предусматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта.

8. По действию в пространстве нормы делятся на:

нормы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего данную норму;

нормы местного действия, которые распространяют свою силу на определенную указанную в самом акте местность (например, на районы Крайнего Севера, территорию Чернобыльской катастрофы и т.д.).

9. По действию во времени различаются:

нормы постоянного действия;

временные, вступающие в действие автоматически или в определенный, указанный в акте срок;

нормы, имеющие обратную силу и не имеющие таковой.

10. По действию норм права по лицам они разделяются на:

общие (касаются всех граждан или всех органов и организаций, юридических лиц);

специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций (например, на военнослужащих, пенсионеров, органы Министерства финансов и т.п.);

исключительные, исключающие конкретный вид субъектов из общего регулирования (дипломатический иммунитет для полномочных представителей других государств);

нормы, касающиеся конкретного субъекта права (например, Верховного суда РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.).

11. Нормы права также делятся на:

управомочивающие, которые определяют правомочия граждан и других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать определенным образом;

обязывающие, которые возлагают на субъектов права обязанности совершать какие-то положительные действия. Это предусмотренная законом необходимость активного поведения;

запрещающие, которые устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые вредны обществу.

12. Наконец, в системе права выделяют:

диспозитивные нормы, под которыми обычно понимаются правила, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять путем заключения договора права и обязанности. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Так, ч. 1 ст. 134 ГК РФ определяет, что действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Диспозитивные (восполнительные) нормы, характерны, в первую очередь, для гражданского права:

императивные (категорические) нормы, которые представляют собой повелительные, строго обязательные предписания.

Норма права

Норма права

    1 Общие признаки норм права 2 Виды норм права 3 Специализированные нормы права 4 Генезис норм права в романо-германской правовой семье 5 Структура нормы права

Введение

Норма права ( правовая норма)-это общеобязательное, формально определенное правило поведения (образец, масштаб, эталон), установленное или санкционированное государством как регулятор общественных отношений, которое официально закрепляет меру свободы и справедливости в соответствии с общественных, групповых и индивидуальных интересов (свободы) населения страны, обеспечивается всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения.

1. Общие признаки норм права

2. Виды норм права

В любом государстве существует и возникает огромное количество норм права. Эти нормы можно классифицировать на виды по определенным критериям.

    Весь массив действующих в государстве правовых норм можно разделить на две группы:

Во классическими нормами права понимают такие правила поведения, которые служат непосредственным и самостоятельным регулятором общественных отношений.

Во специализированными нормами права понимают предписания нетипичного характера, не имеющие свойств и признаков присущих классической модели нормы права.

    1.Нормы права по предмету правового регулирования (или по отраслям права):

    2.Норма права по методу правового регулирования (или формой закрепления желаемого поведения субъектов права):

Императивные — нормы, выражающие в категорических предписаниях государства четко обозначены действия и не допускают никаких отклонений от исчерпывающего перечня прав и оба ‘связей субъектов. Иначе: императивные нормы прямо предписывают правила поведения.

Диспозитивные — нормы, в которых государство предписывает вариант поведения, но позволяют сторонам регулируемых отношений самим определять права и обязанности в отдельных случаях, их называют «заполняющие», поскольку они восполняют отсутствие сделки и действуют лишь тогда, когда стороны регулируемых отношений не установили для себя иного правила, не договорились по данному вопросу (распознаются через формулировка: «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре» и др.). Иначе: диспозитивные нормы предоставляют свободу выбора поведения.

    3.Норма права по характеру воздействия на человека:

Поощрительные — нормы, устанавливающие меры поощрения за вариант поведения субъектов, одобряется государством и обществом и заключается в добросовестном и продуктивной работы (например, правила выплаты премий).

Рекомендательные — нормы, устанавливающие варианты желаемого с точки зрения государства поведения субъектов.

    4.Норма права по субординации в правовом регулировании

Норма материального права — норма, что является первичным регулятором общественных отношений: содержит правило (права, обязанности, запреты), на основании которого возможно решение дела по существу. Например, нельзя совершать убийство.

Это интересно:  Как правильно списывать показания счетчиков воды

Норма процессуального права — норма, устанавливающая оптимальный порядок применения норм материального права: содержит правило, на основании которого возможно решение дела по существу. Например, порядок расследования преступления, порядок вызова свидетелей в суд и т. д..

    5.Нормы по степени примечательности варианта поведения

Абсолютно определенные нормы права — это нормы исчерпывающей конкретностью и полнотой устанавливают условия своего действия, права и обязанности адресатов и последствия их нарушения.

Относительно определенные нормы права — это нормы, которые не содержат полных, исчерпывающих указаний на условия их действия, права и обязанности адресатов или содержание санкций.

3. Специализированные нормы права

    выполняют субсидиарную (дополнительную) функцию в правовом регулировании. лишенные традиционной триелементнои логической структуры, характерной для норм права как классического предписания, а имеют нетрадиционную, нетипичную структуру (так часто эти нормы называют нетипичным).

Специализированные нормы являются весьма неоднородными по своему характеру, содержанию и целевому назначению.

Они могут быть разделены на две группы: отправные нормы и другие специализированные нормы.

Особое назначение отправных норм заключается в установлении исходных принципов, основ правового регулирования общественных отношений. Благодаря этим предписаниям определяются цели, задачи, принципы, рамки и методы правового регулирования. Они являются носителями духа права и имеют большое значение как в нормотворческом процессе, так и при толковании классических норм права. Иногда их называют истемоутворюючимы нормами.

· К отправных относятся нормы-принципы, нормы-задачи, нормы-принципы и т. п..

    Нормы-принципы — это нормы, закрепляющие общие принципы, на которых основываются политическая и правовая системы. Например, такие нормы закрепляют основы конституционного строя государства, основы социально-экономического, политического и государственной жизни, взаимоотношения государства и личности. Нормы-принципы сосредоточения жено прежде всего в конституции. Например, ст. 1 Конституции Украины провозглашает Украину суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством, ст. 2 определяет Украину как унитарное государство, а ст. 5 — как республику. Статья 15 Конституции Украины закрепляет политическую, экономическую и идеологическую многообразие общественной жизни в Украине. Нормы-задачи — это нормы, которые вы определяют задачи отдельных институтов или отраслей права. Так, ст. 1 УК Украины устанавливает задачей этого кодекса правовое обеспечение охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Украины от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Статья 1 СК Украина видит задачей правового регулирования семейных отношений, в частности, укрепление семьи как социального института и как союза конкретных лиц и утверждения чувства обязанности перед родителями, детьми и другими членами семьи. Нормы-принципы — это наиболее общие и стабильные императивные требования, закрепленные в праве, которые являются концентрированным выражением важнейших сущностных черт и ценностей, присущих этой системе права, и определяют ее характер и направления дальнейшего развития. Так, ст. 8 Конституции Украины закрепляет принцип верховенства права, а ст. 24 — принцип равенства, ст. 3 ГК Украины провозглашает принципы справедливости, добросовестности и разумности подобное. В отличие от других специализированных норм принципы в некоторых случаях могут выступать как непосредственная нормативно-правовая основа решения юридического дела, например, при выявлении Галина в праве.

Возведение нормы можно условно разделить на две подгруппы: — системосохраняющими нормы (коллизионные и оперативные нормы) — системоспрощуючи нормы (нормы-дефиниции, нормы-сроки, нормы-презумпции, нормы-преюдиции, нормы-фикции и проч.).

    Коллизионные нормы — это нормы, устанавливающие правила выбора нормы права, подлежащей применению при наличии разногласий (в частности, противоречия) между нормами, регулирующими одинаковые фактические обстоятельства. Эти нормы помогают преодолеть коллизии в законодательстве, поэтому иногда их называют нормами-арбитрами. Так, в ст. 8 Конституции Украины констатировано, что Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. В косвенной форме эта статья устанавливает правило, в случае расхождения между нормами Конституции и нормами закона (иного нормативно-правового акта) применению подлежит норма Конституции. Оперативные нормы — это нормы, направленные на введение в действие и прекращения действия других норм права. Например, согласно п. 4 Переходных и заключительных положений ГК Украины относительно гражданских отношений, возникших до вступления в силу ГК Украины 2003 г., положения настоящего Кодекса применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли или продолжают существовать после вступления в силу. Нормы-дефиниции — это нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий. Например, в ст. 202 ГК Украины приведено определение понятия сделки, односторонней сделки и двух-или многосторонней сделки. Статья 11 УК Украины содержит определение понятия преступления, а ст. 364 — определение понятия должностного лица. Эти нормы выполняют главным образом ориентационную и информационную функции в правовом регулировании, помогая в применении тех норм права, в которых использованы соответствующие категории и понятия. Отсутствие

норм-дефиниций в системе права лишила бы право ясности, затруднив процесс его применения.

    Нормы-строки — это нормы, которые содержат правила исчисления сроков. Например, в ст. 69 ГПК Украины установлено, что течение процессуального срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало. Эти нормы помогают правильно рассчитать сроки, с началом, остановкой, возобновлением, продлением и окончанием которых классические нормы права связывают определенные юридические последствия. Нормы-презумпции — это нормы, которые закрепляют предположение о существовании или отсутствии определенных юридических фактов. Например, ГК Украины устанавливает презумпцию добросовестности и разумности поведения человека, презумпцию виновности лица, причинившего вред, или презумпции недостоверности негативной информации, распространенной о лице. Нормы-преюдиции — это нормы, исключающими ляют любое оспаривание существования уже доказанного юридического факта, который получил оценку и закрепление в юридическом акте, который вступил в силу. Например, согласно ст. 61 ГПК Украины обстоятельства, установленные судебным решением по гражданскому, хозяйственному или административному делу, вступившее в законную силу, не доказываются при рассмотрении других дел, в которых участвуют те же лица или лицо, относительно которого установлены эти обстоятельства. Нормы-фикции — это нормы, которые для целей правового регулирования признают существующими те юридические факты, которые отсутствуют в реальной жизни, и наоборот. Так, согласно ст. 46 ГК Украины физическое лицо объявляется умершим со дня вступления в законную силу решения суда об этом. в применении тех классических норм, в которых используются соответствующие юридические факты. Например, презумпция добросовестности и разумности поведения человека помогает в применении норм, в которых установлены правовые последствия недобросовестного или неразумного осуществления лицом своего права.

4. Генезис норм права в романо-германской правовой семье

Формирование системы права в странах романо-германской правовой семьи и Украиной осуществлялось под влиянием римского права, и обумвлено такими процессами и особенностями:

    Влияние схоластов. С помощью схоластической техники упорядочиваются положения и казусы римского права, на основе которых происходит формирование общих норм, лишенных привязки к конкретной судебного дела и пригодных для широкого практического применения;
    Агрегирование эталонов поведения. Норма права рассматривается не только как правовое средство разрешения конкретных судебных споров, но и как общее правило поведения;
    Отраслевой разделение норм права. В основе системы права всех стран романо-германской правовой семьи находит как практическое выражение, так и теоретическое обоснование принцип распределения норм права по отраслям, который был начат и частично разработан в римском праве, в основном частному;
    Разработка системы материального права. Генезис выделение процессуальных норм от материальных, основанный римскими юристами, был завершен в странах романо-германской правовой семьи благодаря разработке системы материального права, для которой характерен высокий уровень абстракции и теоретической обоснованности норм.

5. Структура нормы права

«Структура правовой нормы — это ее внутреннее устройство, которое характеризуется наличием в ней относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом составных частей, различающихся по функциональной ролью».

    Структуры (а их несколько) в правовой норме сложились исторически, постепенно и представляют большую социальную ценность. Их происхождение идет с древних времен, из обществ присваивающей экономики и даже с тех времен, когда человек еще как биологическое существо, как и другие биологические виды, научился связывать свое поведение с результатами этого поведения, свои реакции на те или иные условия жизнедеятельности закреплять в коллективном опыте, в коллективном сознании по критериям «приемлемо-неприемлемо». Мононормы первобытного общества строились по этой схеме, и лишь впоследствии «воспринимаемая-отталкивающую» переросло в отношения по критериям «можно-нельзя» (право), «хорошо-плохо», «добро-зло» (мораль). С позиции философии структура — это относительно самостоятельная и устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, обеспечивающих тождественность самому себе. Структура неразрывно связана с системой. Характеристика объекта с позиций системы и структуры дает суть системно структурного анализа. Философское понятие структуры нужно увязать со спецификой правовых явлений, с их природой, содержанием, социальным назначением и местом в системе права. Анализ нормы по структуре способствует выяснению смысла правила поведения в нем, а это, в свою очередь, помогает правильной реализации нормы, укреплению законности и правопорядка, т. е. достижению того, ради чего существует право. Структура нормы зависит от ее характера. К определению структуры можно подойти по-разному, в зависимости от того, какая это норма — норма-принцип, норма-дефиниция, норма-правило поведения, регулятивная норма или охранная норма, которые являются разновидностями нормы-правила поведения.

· Нормами, содержащие непосредственные правила поведения для конкретных (но не индивидуализированных) субъектов в реальной общественной жизни являются:

    В теории права подробно обосновано две разные концепции структуры нормы: двухэлементной (двучленная, двулинейную) и триелементна (трехчленная, три звеньевая). Для обозначения структурных элементов нормы права теория права оперирует такими понятиями: диспозиция, гипотеза, санкция. Следует подчеркнуть, что несмотря на то, что существуют разные концепции структуры, они неизменно используют в своей построении названы части (элементы).

Диспозиция — центральный элемент нормы права, в котором в виде властного предписания закреплено правило поведения, содержанием которого выступают субъективные права и юридические обязанности
.

1.По степени определенности:

· Определены — закрепляют однозначное правило поведения, то есть участники отношений лишены возможности выбора иного поведения;

· Не полностью определены — указывают лишь на общие признаки поведения, в рамках которых субъекты уточняют свои права и обязанности самостоятельно;

· Относительно определенные — указывают на права и обязанности субъектов, но предоставляют возможности для их уточнения в зависимости от конкретных обстоятельств;

· Альтернативные — указывают на наступление нескольких правовых последствий, но предусматривают наступление лишь одного из них.

2.При способу изложения:

· Простая — правило поведения определяется в общем виде без детализации его признаков;

· Описательная — правило поведения закрепляется полно, с детализацией его признаков; четко определяются права и обязанности участников отношений;

· Бланкетная — закрепляется лишь общие признаки правила поведения, а для установления признаков, которых не хватает, следует обращаться к нормам другого нормативного акта иной отрасли права;

Это интересно:  Нормы права в отличие от норм морали

· Отсылочная — аналогичная бланкетных с той разницей, что для установления признаков, которых не хватает, следует обращаться к другим частям данной нормы или другим нормам этой же отрасли права.

· Простые — содержат одно правило поведения;

· Сложные — содержат два или более обязательных правил поведения;

· Альтернативные — содержат несколько правил поведения, субъект может выполнять любое из них.

Гипотеза — структурный элемент нормы права, указывающий на условия, при наличии или отсутствии которых вступает в действие правило поведения. Гипотеза — неотъемлемый элемент нормы, ее точность и определенность является условием реализации нормы. Отсутствие такой определенности затрудняет использование предусмотренных нормой возможностей ее адресатами — гражданами и их объединениями. Если же норма закрепляет полномочия государственного органа, то неопределенность перечисленных в ее гипотезе условий предоставляет ему право действовать по собственному усмотрению.

1.По степени определенности:

· Определена — исчерпывающе определяет те условия, при наличии которых вступает в силу правило поведения, содержащееся в диспозиции нормы права;

· Относительно определена — ограничивает условия применения нормы права определенным кругом формальных признаков.

2.При форме выражения:

· Абстрактные — условия применения нормы определяются общими родовыми признаками, что дает возможность охватить и урегулировать значительное количество однородных случаев;

· Казуальные — определяются условия действия нормы, используя более узкие, специальные родовые признаки, поэтому норма права распространяется на более ограниченный круг случаев.

· Простые — содержат одно обстоятельство, необходимую для действия правовой нормы;

· Сложные — содержат два или более обязательных обстоятельств, по которым связывается действие правовой нормы;

· Альтернативные — действие нормы права определяется в зависимости от одной или нескольких фактических обстоятельств (условий) и для наступления правовых последствий достаточно наличия одного из этих обстоятельств.

Санкция — это часть нормы права, которая содержит указания о юридических последствиях нарушения правила, зафиксированного в диспозиции. Цель санкции — создание тех или иных неблагоприятных последствий для правонарушителя или поощрительных последствий для субъектов, выполняющих властное предписание.

1.По степени определенности:

· Абсолютно определенные — четко определяют вид и меру юридической ответственности;

· Относительно определенные — меры юридической ответственности определяются минимальной до максимальной или только к максимальной;

2.При количеством неблагоприятных последствий:

· Простые — предусматривают один невыгодный следствие.

· Сложные-предполагающие одновременное применение нескольких невыгодных последствий.

· Альтернативные — указывают на несколько возможных средств воздействия на правонарушителя, а целесообразность применения конкретного средства определяется правоприменительным органом, исходя из особенностей конкретного дела;

3.По характеру последствий:

· карательные (штрафные) правовосстановительные (компенсационные) поощрительные. «»

4.За отраслям права:

· уголовно-правовые; административно-правовые; гражданско-правовые; дисциплинарные.

Источники

    Общая теория государства и права — , , -Харьков, -2009 год. Венгеров государства и права. — МСкакун государства и права: Учебник. — М

См.. также

    Формы права Информационно-правовые нормы Право

Это незавершенная статья права.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Правосознание? Правотворчество? Правовое регулирование ? Правореализации? Правоотношения? Правовое государство? Правопорядок? Законность? Правонарушение? Юридическая ответственность? Юридический факт? Юридические права и обязанности? Правовая культура? Законодательство? Гражданские права

Теория государства и права? История государства и права ? Философия права

Правовая норма? Источник права? Договор? Закон

Административное право? Исправительно-трудовое право? Хозяйственное (экономическое) право? Земельное право. Охрана окружающей среды? Гражданское право? Информационное право? Конституционное государственное право? Уголовное право? Уголовно-процессуальное право? Международное право? Муниципальное право? Право интеллектуальной собственности? Семейное право? Трудовое право и право социального обеспечения? Финансовое право? Гражданское право? Гражданско-процессуальное право? Военное право? Ядерное право

Налоговое право? Банковское право? Хозяйственное право ? Гражданское право? Юридическая этика? Юридическая психология? Криминология ? Криминалистика? Судебная медицина? Судебная психиатрия

Римское право? Обычное право? Романо-германская система права? Англо-саксонская система права? Скандинавская правовая система? Религиозное право: исламское право и иудейское право

Международное публичное право? Международное частное право? Категория: Дипломатическое и консульское право? Международное экологическое право? Международное уголовное право? Морское право? Категория: Международно-правовые документы в области интеллектуальной собственности? Категория: Права человека

Законодательство? Юридическая техника? Правосудие? Правоохранительные органы? Презумпция? Адвокатура? Юридическая профессия ? Правовая культура? Категория: Правоведы

Применение норм права: стадии и виды

Применение права – это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесении по нему индивидуального решения, обязательного для его адресатов.

Применение права осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов или должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями и только в рамках, установленных законом.

Например, нельзя начать получать пенсию, пока не принято решение отделением пенсионного фонда; невозможно получить пособие по рождению ребенка или сертификат на материнский капитал, пока не будут соответствующим образом оформлены документы в органах социальной защиты граждан, и т.д. Даже в случае, если человек достиг пенсионного возраста, имеет стаж работы, необходимый для оформления льготной пеней и, или у матери родился второй ребенок, т.е. все условия, необходимые для возникновения прав и корреспондирующих им обязанностей налицо.

Особенности применения права проявляются в следующем.

Во-первых, применение права осуществляется органами государства, их должностными лицами и иными уполномоченными субъектами. Это свидетельствует о том, что субъектами применения права выступают в большинстве своем государственные органы и их должностные лица.

Лишь в исключительных случаях по воле государства полномочиями применять отдельные нормативные правовые акты могут наделяться общественные органы. Например, профсоюзы обладают правом применения некоторых норм трудового законодательства.

Во-вторых, правоприменительная деятельность носит властный характер. Это означает, что правоприменительные органы наделены государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы, и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

Отличительной чертой применения права является то, что правоприменитель действует исключительно в интересах граждан или их объединений, а не в своих интересах. Таким образом, властный характер применения права определяется тем, что правоприменитель, наделенный властью, путем вынесения правоприменительного акта, подтверждает наличие у граждан субъективных прав, способствуя их реализации или восстанавливая нарушенное право. С этой целью помимо властных полномочий по принятию правоприменительных актов, компетентные органы и должностные лица наделяются юридическими средствами воздействия на лиц или органы, которым адресован правоприменительный акт.

Так, например, к исполнению судебного решения (которое является правоприменительным актом) могут привлекаться судебные приставы-исполнители в случае, если добровольно оно нс исполняется.

Кроме того, правоприменительный акт является обязательным также для лиц, так или иначе причастных к рассмотрению дела (например, обязательность явки в суд эксперта, свидетеля по вызову суда, предоставление банком документов следствию на основании постановления о выемке).

В-третьих, правоприменительный акт всегда носит индивидуальный характер, поскольку выносится по конкретному юридическому делу.

Правоприменение – это применение абстрактной правовой нормы к конкретному случаю, конкретной жизненной ситуации в определенных условиях, и вынесение решения конкретного, определенного характера. Правоприменительные акты рассчитаны на одноразовое применение и прекращают свое действие после реализации конкретных прав и обязанностей.

Правоприменение предполагает принятие индивидуального правового решения, установление конкретных субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности в случае их нарушения. Например, указ президента о помиловании или решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного лица всегда выносится только в отношении конкретных лиц и только по конкретному делу.

В-четвертых, применение права регламентировано процессуальными нормами, которые определяют порядок совершения тех или иных действий в процессе правоприменения.

Особое значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и административного права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.

К принципам применения права относятся принципы законности, объективности, целесообразности, социальной справедливости и обоснованности принимаемых в ходе правоприменения решений.

Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.

Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности – это следование не только букве, по и духу закона, который применяется. Правоприменительные органы должны действовать только в рамках своей компетенции; строго придерживаться установленного процессуальными нормами порядка правоприменительной деятельности; выносить юридические акты определенной формы (постановление, протокол, приговор и др.).

Объективность правоприменения означает беспристрастность правоприменителя. Решение является объективным тогда, когда вынесено на основе правовых норм и опирается на конкретные факты, беспристрастно установленные правоприменителем в процессе правоприменения. Кроме того, объективность правоприменения достигается путем установления порядка, процедуры правоприменения (например, расследование уголовного дела).

Принцип целесообразности является характерным для правоприменительной деятельности, поскольку означает необходимость учета конкретных условий применения того или иного нормативного правового акта, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в определенной жизненной ситуации. Однако следует учитывать, что целесообразность не должна противопоставляться законности решения. Правоприменитель имеет возможность выбирать наиболее целесообразное решение только в рамках закона, если законом допускаются разные варианты решения.

Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не только граждан или их объединений, но и в интересах всего общества. Принцип социальной справедливости был сформулирован еще Аристотелем более двух тысяч лет назад. «Добродетель государства, – писал Аристотель, – сказывается в том, что граждане, участвующие в государственном управлении, добродетельны», самое главное при всяком государственном строе – это «посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться» [1] . И. Бентам в «Конституционном кодексе» назвал этот принцип «совпадением интересов»: добродетель в государстве должна быть выгодной и гражданам, и, в особенности, должностным лицам, учреждения должны быть устроены так, чтобы, стремясь к собственному благу, правители не могли бы в то же время не служить общему благу.

В правовом государстве принцип социальной справедливости должен быть непременным условием деятельности органов государственной власти и должностных лиц в ходе правоприменения.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает обнаружение, изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит основанием для его отмены.

Применение права всегда связано с выполнением двух функций: организационной и правоохранительной.

В первую очередь применение права необходимо для организации действий граждан и их объединений при реализации предоставленных им субъективных прав или юридических обязанностей, когда ими самостоятельно этот процесс не может быть урегулирован.

Одновременно с организационной, очень важной функцией применения права является обеспечение охраны и защиты прав и свобод граждан и юридических лиц в процессе и в результате правоприменения.

Как уже подчеркивалось выше, субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченные органы либо должностные лица; правоприменение преследует различные цели, осуществляется в процессуальной форме, установленной законом. Итогом правоприменительной деятельности является акт применения права, имеющий обязательную силу для его адресатов.

По этим признакам ученые-юристы [2] выделяют три основных типа правоприменения.

Судебный тип правоприменения. В данном случае субъектом применения права является суд, нс находящийся в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом. Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты. Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами и федеральным законодательством. Применение состоит в определении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм права. Свобода усмотрения суда минимальна, а его решение индивидуально.

Управленческий тип правоприменения. Субъект правоприменения находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения. Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, а частично и из характера дела. Решение выступает как средство оперативного управления. Свобода усмотрения весьма значительна. Решение может относиться к единичным субъектам или к целой группе лиц.

Административный тип правоприменения. Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. В качестве адресата могут выступать как гражданин, так и организация. Рассмотрение дел регулируется законодательными и подзаконными актами (ведомственными инструкциями). Решение принимается в случае конфликтов, жалоб, споров, правонарушений, заявлений и т.п. Свобода усмотрения может быть различной в зависимости от характера дела. Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.

Применение права является длящимся во времени процессом, который регламентируется процессуальными нормами (например, уголовно-процессуального кодекса или кодекса об административных правонарушениях). Эти нормы предусматривают определенную последовательность юридически значимых действий, совершаемых субъектами применения права при рассмотрении юридического дела. Их можно объединить в относительно обособленные группы правоприменительных действий, которые и получили название стадии применения права.

Обычно выделяют следующие стадии процесса применения норм права:

  • – установление фактических обстоятельств дела;
  • – выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению в конкретной ситуации;
  • – вынесение решения по конкретному юридическому делу и его документальное оформление.

Некоторые авторы [3] выделяют также четвертую стадию применения права – исполнение решения.

Безусловно, этот этап является очень важным для завершения правоприменения. Но с точки зрения теории права данный этап может также включать в себя несколько стадий, поскольку исполнение решения не всегда возможно одномоментно (например, если должник уклоняется от уплаты долга даже после вынесения соответствующего решения судом, необходимо привлечение судебных приставов для принудительного исполнения решения суда, отыскание имущества, принадлежащего должнику судебными приставами-исполнителями, его опись, взыскание и др. Таким образом, прежде чем решение суда будет исполнено, неоднократно будут пройдены три вышеперечисленные стадии применения права.

Итак, рассмотрим подробнее каждую из стадий применения права.

1. Установление фактических обстоятельств дела. Фактическими обстоятельствами являются жизненные ситуации, происшествия, образующие реальную основу применения права. В данном случае речь идет об установлении юридических фактов, имеющих значение для данного конкретного юридического дела.

К подобным юридическим фактам, в частности, относятся:

  • – лицо, совершившее правонарушение;
  • – обстоятельства, в определенных случаях мотивы и орудие совершения правонарушения;
  • – стоимость оспариваемого земельного участка (в гражданском праве);
  • – содержание трудового спора, его участники (в трудовом праве) и др.

Учитывая, что устанавливаемые на первой стадии правоприменения юридические факты происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств – фактов, данных, установление которых необходимо в соответствии с законодательством для установления истины по юридическому делу, т.е. тех, которые имеют юридическое значение для данного дела (показания свидетелей, документы, предметы и др.). Например, виды доказательств по уголовному делу перечислены в ст. 74 УПК РФ.

Таким образом, на этой стадии должны быть определены те фактические обстоятельства, которые приводят конкретную правовую норму в действие. Так, например, для применения нормы права, предусмотренной ч. 3 ст. 12.16 (Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением) КоАП РФ следует установить следующие юридические факты:

  • – достигло ли лицо, совершившее правонарушение, возраста привлечения к административной ответственности, является ли оно вменяемым?
  • – является ли лицо, совершившее правонарушение, лицом, допущенным к управлению транспортным средством (водителем)?
  • – не является ли совершение данного правонарушения, совершенным в состоянии крайней необходимости?

Только при установлении вышеперечисленных обстоятельств возможно применение данной нормы КоАП РФ. В данном случае, как и во многих других, можно выделить еще ряд фактических обстоятельств, подлежащих установлению. Однако в процессе правоприменения необходимо установить такие факты, с которыми в правовой норме связано наступление юридических последствий. Процедура установления таких фактов осуществляется в процессе доказывания.

Под доказыванием понимается деятельность по обнаружению, сбору и фиксации доказательств, а также по их анализу на предмет достаточности для установления истины по делу. Установление фактических обстоятельств дела должно быть законным и обоснованным. Это достигается путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности, допустимости и объективной достоверности.

В процессе доказывания участвуют многие субъекты (прокурор, следователь, судья, защитник, истец и ответчик). Все они в пределах компетенции, предоставленной им законом, имеют возможность отыскивать, собирать и представлять доказательства, давать им оценку. Однако главную роль в окончательной оценке полученных доказательств, играет правоприменительный орган.

К доказательствам предъявляются следующие требования:

  • – полноты и всесторонности (в ходе доказывания необходимо установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела);
  • – относимости (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, могут быть положены в основу его решения, т.е. имеют отношение к исследуемым обстоятельствам);
  • – допустимости (использование определенных процессуальным законом средств доказывания, собранных без нарушения материального и процессуального права, например, не будут являться доказательством признательные показания обвиняемого, если они получены путем шантажа, угроз и т.д.).

Доказательствами являются как сведения о фактах, сами факты (например, совершение кражи), так и источники сведений о фактах (например, заключение эксперта). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, заключение эксперта обязательно должно содержать сведения о квалификации эксперта, его подпись и печать экспертного учреждения).

2. Выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению. На этой стадии решается вопрос, на основании какой правовой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Это является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела, что предполагает юридическую оценку всей совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения конкретной ситуации с определенными юридическими нормами.

После отыскания правовой нормы, подлежащей применению в конкретных условиях, производится ее анализ.

Во-первых, норма права проверяется на предмет ее аутентичности, т.е. устанавливается, что она не отменена, нс изменена и нс дополнена, а действует именно в таком виде, каком будет применена.

Во-вторых, правовая норма подвергается толкованию, в результате которого устанавливается ее точный смысл путем применения всех необходимых способов толкования.

В-третьих, проверяется действие правовой нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что в процессе правоприменения должно быть установлено:

  • – действует ли норма нрава в тог момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;
  • – действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;
  • – распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

В-четвертых, разрешаются коллизии (противоречия) между правовыми нормами в случае их наличия. Существует ряд правил разрешения коллизий:

  • – если обнаружено противоречие между правовыми нормами, предусмотренными федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации, подлежит применению федеральное законодательство;
  • – если выявлена коллизия между правовыми нормами, исходящими от различных государственных органов, то применяется норма, принятая вышестоящим органом;
  • – при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;
  • – в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется специальная норма.
  • 3. Вынесение решения по конкретному юридическому делу и его документальное оформление. На этой стадии правоприменителем принимается окончательное решение по делу и оформляется акт применения нрава. Он имеет письменную, документальную форму, в которой определяются права и обязанности лиц, которым данный акт адресован.

Следует отметить, что иногда процесс вынесения решения может быть безальтернативным, например, если статьей закона предусматривается только одна санкция за совершенное правонарушение (штраф в размере одной тысячи рублей) или если следует решить, восстановить работника в должности или нет. Но в большинстве случаев процесс принятия решения является довольно сложным и альтернативным.

Например, если санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа от одной до пяти тысяч рублей, то суду предстоит решить, какой именно размер штрафа следует назначить с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, характеристики личности и других условий.

Таким образом, на третьей стадии правоприменителем дается окончательная юридическая квалификация фактических обстоятельств дела с учетом всех условий и обстоятельств, которая и получает отражение в правоприменительном акте.

Следует особо выделить такие ситуации, когда правоприменитель не находит правовой нормы, на основе которой должна быть дана правовая оценка действий или событий. В этом случае можно говорить о пробеле в законе, при обнаружении которого правоприменителю надлежит действовать по-разному. В ст. 3 УК РФ этот вопрос решен следующим образом: «Применение уголовного закона по аналогии не допускается». Не допускается применение по аналогии и административного законодательства. Это означает, что в случае отсутствия правовой нормы, квалифицирующей соответствующие деяния, должно быть принято решение об отказе в возбуждении дела (уголовного или административного).

При этом гражданское законодательство допускает и признает возникновение гражданских прав и обязанностей в силу общих начал и смысла гражданского законодательства. Таким образом, в подобных случаях отказать в правосудии нельзя. Пробел должен быть преодолен путем применения аналогии закона или аналогии права.

Аналогия закона применяется, если отношения сторон прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, но в данном или ином нормативном правовом акте есть правовая норма, которая регулирует сходные правоотношения. Эта норма и подлежит применению.

При невозможности использования аналогии закона, права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости, т.е. по аналогии права.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, pandia.ru, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector