Правила разработки технологических нормативов

Зарегистрировано в НРПА РБ 7 июля 2009 г. N 8/21167

На основании подпунктов 1.10, 1.11 пункта 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 года Об охране атмосферного воздуха» и пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. N 962 «Вопросы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь», Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке разработки технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 10 июля 2009 г.

1. Инструкция о порядке разработки технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Инструкция) устанавливает порядок разработки технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2. Технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — технологические нормативы) устанавливаются для объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов исходя из наилучших доступных технических методов и обязательств по международным договорам Республики Беларусь и должны соответствовать интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития.

3. Отраслевые и индивидуальные технологические нормативы разрабатываются для перечня отраслей экономики согласно приложению 1, перечня объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов согласно приложению 2 на основании технического задания, составляемого по форме согласно приложению 3, в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

4. Отраслевые технологические нормативы утверждаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, и согласовываются с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Разработка отраслевых технологических нормативов осуществляется республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, или по их поручению специализированными организациями.

5. Индивидуальные технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, самостоятельно или с привлечением сторонних организаций, предоставляющих услуги в области охраны окружающей среды.

6. Отраслевые технологические нормативы:

8. При разработке отраслевых и индивидуальных технологических нормативов используются результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований и другая информация о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники.

9. Разработка технологических нормативов осуществляется поэтапно в следующем порядке:

определяются удельные выбросы загрязняющих веществ на единицу сырья, производственной мощности, выпускаемой продукции, производимой (затраченной) энергии, выполняемой работы, объема оказываемой услуги (далее — удельный выброс) для объектов воздействия на атмосферный воздух, использующих различные технологии;

определяются путем сопоставления удельных выбросов наилучшие, с точки зрения охраны атмосферного воздуха, технологические процессы;

значения (показатели) удельных выбросов сравниваются со значениями (показателями) удельных выбросов базы данных наилучших доступных технических методов, справочников по наилучшим доступным техническим методам;

формируются предложения по установлению технологических нормативов для основного оборудования и технологических процессов отдельных объектов воздействия на атмосферный воздух (далее — технологический процесс);

проводится анализ технологических процессов, для которых на момент разработки удельные выбросы не соответствуют уровню удельных выбросов наилучших доступных технических методов. Для таких технологических процессов разрабатываются мероприятия по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внедрению наилучших доступных технических методов, строительству и вводу в эксплуатацию газоочистных установок, обеспечивающих сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — мероприятия по сокращению выбросов) до величин технологических нормативов;

проводится экономическая оценка мероприятий по сокращению выбросов, определяются наиболее эффективные и целесообразные для внедрения и устанавливаются сроки выполнения мероприятий по сокращению выбросов и достижения технологических нормативов;

утверждаются технологические нормативы, мероприятия по сокращению выбросов.

10. При разработке технологических нормативов проводятся:

выбор технологических процессов и загрязняющих веществ, для которых устанавливаются технологические нормативы;

Это интересно:  Как правильно уйти в декрет

сравнительный анализ рассматриваемых технологических процессов с наилучшими доступными техническими методами;

анализ характеристик рассматриваемых технологических процессов, а также характеристик применяемых топлива, сырья и материалов, влияющих на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

оценка возможности модернизации и совершенствования технологических процессов;

обоснование способов определения величин технологических нормативов.

Приложение 1
к Инструкции
о порядке разработки
технологических
нормативов выбросов
загрязняющих веществ
в атмосферный воздух

ПЕРЕЧЕНЬ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Приложение 2
к Инструкции
о порядке разработки
технологических
нормативов выбросов
загрязняющих веществ
в атмосферный воздух

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ, ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

1. Отопительные и банные печи мощностью менее 50 кВт.

2. Оборудование для маркировки и упаковки, машины для сварки полимерных пленок.

3. Оборудование для стирки, отжима, сушки и глажения белья в прачечных.

4. Оборудование для мойки, инструменты для полировки механических транспортных средств.

5. Отопительное оборудование, работающее на твердом, жидком и газообразном топливе, установленное на мобильных источниках, предусмотренное конструкцией данного транспортного средства (вагоны, баржи, суда и другие) и (или) буксируемое им.

6. Нестационарное оборудование и находящееся в резерве стационарное оборудование для получения электрической энергии (электрогенераторы, дизель-генераторы электрического тока, железнодорожные электростанции, дизельные электростанции на автомобильных прицепах, а также оборудование, оснащенное двигателями внутреннего сгорания).

7. Инструмент и оборудование, использующие топливо (бензопилы, бензорезы, кусторезы, газонокосилки, насосы и станции насосные, компрессоры и компрессорные станции и установки специальные, агрегаты сварочные, моечные машины и другое).

8. Оборудование, работающее на объектах строительства и ремонта, в том числе:

приготовления, разогрева и нанесения битумов, мастик и других изоляционных материалов;

приемки и хранения цемента, извести, гипса и других пылящих строительных материалов;

очистки конструкций с применением пескоструйных аппаратов;

резки и сварки металлов;

нанесения покрытий внутри и снаружи зданий, сооружений, коммуникаций, оборудования, транспортных средств, автомобильных дорог с использованием материалов, имеющих в составе летучие органические соединения.

9. Отделочные работы (штукатурные работы, столярные и плотничные работы, покрытие пола, облицовка стен, малярные, стекольные работы и прочие).

10. Вращающиеся обжиговые и сушильные печи цементного, известкового, керамзитового и аглопоритового производства.

11. Цементные мельницы.

12. Печи дожига газов окисления битумного производства и хвостовых газов производства элементарной серы.

13. Стекловаренные печи.

14. Оборудование для химической полировки хрусталя.

16. Электропечи для плавки черных металлов.

17. Сталеплавильные печи.

18. Печи цветного литья.

19. Сушила стержней, установки по изготовлению стержней в горячей оснастке и с использованием холодно-твердеющих смесей.

20. Окрасочные кабины (камеры), линии нанесения покрытий с расходом материалов свыше 15 т/год.

21. Оборудование прессования и шлифовки при производстве фанеры, шлифовки и сушки при производстве древесно-стружечных плит.

22. Грануляционные башни карбамида.

23. Скрубберы-нейтрализаторы цеха слабой азотной кислоты и аммонийной селитры.

24. Узлы абсорбции-десорбции производства карбамида.

25. Абсорбционные колонны азотной кислоты.

26. Печи и установки сжигания при восстановлении едкого натра.

27. Котлы нагрева высокотемпературного теплоносителя.

28. Башенные грануляционные сушилки.

30. Сушильные барабаны производства минеральных удобрений.

31. Печи пиролиза производства полиэтилена.

32. Абсорберы производства мономеров.

33. Мерсеризаторы и гомогенизаторы химических цехов.

34. Установки термического обезвреживания отходов.

35. Установки по производству асфальта.

36. Двигатели внутреннего сгорания мощностью свыше 1 МВт.

Приложение 3
к Инструкции
о порядке разработки
технологических
нормативов выбросов
загрязняющих веществ
в атмосферный воздух

Правила по разработке технологических нормативов для КЭР

На днях опубликовали правила, по которым следует разрабатывать технологические нормативы в составе КЭР (Приказ Минприроды №89 от 14.02.19 г.).

Эти правила касаются тех. нормативов по выбросам и сбросам.

Это интересно:  Как правильно списывать показания счетчиков воды

Тех. нормативы, согласно данным правилам возможно разработать только при наличии НДТ в справочниках по наилучшим доступным технологиям путем сопоставления фактических данных (инвентаризация, тех. Процессы и т.д.) с данными, установленными в НДТ.

Без технологических нормативов невозможно получить КЭР. Устанавливаются эти нормативы на срок действия КЭР, то есть на 7 лет при условии неизменности технологических процессов.

Напомним, тех. нормативы требуются для организаций, которые осуществляют деятельность на объектах 1 и 2 категорий.

В Приказе №89 от 14.02.19 г. представлены также рекомендуемые формы для заполнения по определению тех. Нормативов. Данные формы следует прикладывать к заявке на получение КЭР.

Штрафы за отсутствие КЭР указаны в статье КоАП 8.47. Размер штрафов достигает от 50 до 100 тыс. рублей, а также внесение платы за НВОС в 5 и 25 кратном размере за размещение отходов и выбросы соответственно.

Опубликована карточка проекта о правилах разработки технологических нормативов наилучших доступных технологий

— технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории;

— технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий (далее — НДТ), комплексным экологическим разрешением (далее — КЭР);

— технологические показатели НДТ устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со ст.29 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по НДТ.

Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Данные Правила будут реализованы через Проект Приказа Минприроды России «Об утверждении правил разработки технологических нормативов наилучших доступных технологий» (далее — Проект).

— использование НДТ для снижения негативного воздействия на окружающую среду;

— установление технологических нормативов для источников выбросов и сбросов, на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Запланировано, что Правила в законную силу вступят в январе 2020 г.

Таким образом, для получения КЭР будет необходима разработка технологических нормативов. Ознакомившись с текстом Проекта, вы сможете подготовиться к разработке данных нормативов.

Правила разработки технологических нормативов: обзор Приказа Минприроды России от 14.02.2019 № 89

В этом году мы живем по новым правилам: 01.01.2019 вступили в силу почти все изменения[1] в системе экологического нормирования, которое теперь осуществляется в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты ОНВ), а не предприятий в целом. Объекты I категории обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР)[2], в состав которого входят в том числе технологические нормативы.

Напомним, заявка на получение КЭР подается не позднее чем за 2 месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта ОНВ или за 4 месяца до истечения срока действия КЭР и рассматривается уполномоченным органом в месячный срок на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования КЭР[3]. Срок действия КЭР — 7 лет.

Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 утвержден перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, — 300 предприятий-пионеров, которые входят в указанный перечень, обязаны получить КЭР до конца 2022 г., остальные природопользователи — до конца 2024 г.

Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510.

Заявка на получение КЭР состоит из нескольких блоков: общие сведения, вид и характеристика хозяйственной деятельности, информация о сырье и продукции, об авариях и инцидентах, о реализации программы повышения экологической эффективности, расчеты нормативов допустимых выбросов, сбросов, образования отходов и лимитов на их размещение и др. Помимо этого, в состав заявки включаются технологические нормативы, однако до сих пор был непонятен алгоритм их расчета.

Это интересно:  Под моральным вредом в гражданском праве понимают

Обратимся к ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2018; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ):

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы

1. Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
2. Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
3. Технологические показатели наилучших доступных технологий устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, предусмотренным статьей 28.1 настоящего Федерального закона.
4. Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.
Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.
5.1. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
[…]

Для того чтобы понять различия между техническими и технологическими нормативами и показателями, приведем определения данных понятий из ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ:

технологические нормативы — нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей;

технологические показатели — показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги;

технические нормативы — нормативы, которые установлены в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды в соответствии с уровнями допустимого воздействия на окружающую среду.

В рамках получения КЭР нас интересуют технологические нормативы и технологические показатели.

Совсем недавно на законодательном уровне были установлены технологические показатели для различных отраслей промышленности (данные показатели включены в соответствующие приказы на основании информации, содержащейся в справочниках НДТ):

Статья написана по материалам сайтов: all4eco.ru, novateh.ru, ecolog-info.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector