Правовое регулирование аудиторской деятельности

Система регулирования аудиторской деятельности

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В настоящее время в России действует следующая система регулирования аудиторской деятельности:

  1. Закон об аудиторской деятельности;
  2. другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты по проведению аудита, изданные в соответствии с Законом аудиторской деятельности и не противоречащие ему;
  3. Федеральные стандарты аудита;
  4. стандарты саморегулируемых аудиторских объединений;
  5. внутрифирменные аудиторские стандарты.

Таким образом, Закон об аудиторской деятельности является главенствующим документом в системе прямого регулирования аудиторской деятельности. Он определяет понятия аудита, аудитора, правовые моменты организации и функционирования, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, основные аспекты контроля качества в аудите, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений и др. Соблюдение его является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.

Федеральные стандарты аудита являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер, они утверждаются Правительством РФ. Данные стандарты разработаны в России в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), для усиления практической направленности и единообразия проведения аудита разрабатываются методики по отдельным вопросам, например по проверке материально-производственных запасов или по проверке расчетов по налогу на прибыль, которые, в отличие от стандартов, носят чисто рекомендательный характер. Разработка данных стандартов в России еще не полностью закончена, так, в настоящее время принято 23 правила.

Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам и Закону об аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах.

Кроме того, аудиторы, аудиторские организации, саморегулируемые аудиторские объединения и их работники обязаны соблюдать кодекс профессиональной этики.

Понятие аудита. Правовые нормы аудита

Это означает, что все аудиторские фирмы создаются с целью получения прибыли (в соответствии с ГК), как и любые другие предпринимательские структуры.

Независимость аудиторов и аудиторских фирм при проведении проверки – это ключевой принцип проведения аудита (закон содержит достаточно детальную расшифровку данного понятия).

Объектом аудита могут выступать не только организации, но и индивидуальные предприниматели, так как закон не предусматривает различий между ними при выделении критериев обязательности аудита.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти.

Аудитором является физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора. При этом необходимо наличие безупречной деловой репутации, подтвержденной рекомендациями не менее трех аудиторов, и отсутствие судимости. Он вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (индивидуального аудитора). Индивидуальный аудитор вправе проводить аудит, кроме обязательного аудита и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Не менее 50 % кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации выступает иностранный гражданин, – не менее 75 %. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, должно быть аудитором.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов. По замыслу законодателей данная норма вместе с требованием о том, что обязательный аудит может быть проведен только аудиторской организацией, должна служить повышению качества аудита. Предполагается, что большее количество квалифицированных специалистов в аудиторской фирме будет способствовать общему повышению качества ее работы.

Аудиторы и аудиторские организации должны быть членами в одном из саморегулируемых объединений и быть включенными в Единый реестр аудиторов и аудиторских фирм. Только после выполнения всех этих условий можно осуществлять аудиторскую деятельность и оказывать сопутствующие услуги, связанные с выражением мнения, в противном случае деятельность считается незаконной, со всеми вытекающими из этого последствиями. Это же правило распространяется на все коммерческие организации, использующие в своем названии слово «аудиторская» и все производные от слова «аудит».

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Цели, задачи и общие принципы аудита

При рассмотрении целей и общих принципов аудита необходимо руководствоваться не только положениями Закона об аудиторской деятельности, но и стандартами.

Федеральный стандарт аудита № 1 «Цель и основные принципы аудита» устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать. В стандарте рассмотрены следующие основные вопросы:

  • цель аудита;
  • общие принципы аудита;
  • объем аудита;
  • разумная уверенность;
  • ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности. При выражении своего мнения аудитор в соответствии с п. 2 МСА № 200 «дает достоверное и объективное представление» или «представляет объективно и во всех существенных аспектах», что равнозначно.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Данное определение приведено и в законе, и в стандарте, оно является полным и исчерпывающим. Исходя из этого, целью аудита не является поиск ошибок и разоблачение недобросовестных действий.

Несмотря на то что мнение аудитора может способствовать росту доверия к бухгалтерской отчетности, пользователь не может принимать данное мнение ни как выражение уверенности в жизнеспособности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

Необходимо при этом напомнить, что под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Задачами аудитора в процессе проверки являются: оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты; оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности; на основе изучения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии ориентирование его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа); предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться этическими принципами, каковыми считаются: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Аудитор обязан проводить аудит в соответствии с Федеральными стандартами аудита, в которых содержатся основные требования, процедуры и руководящие указания, а также рекомендательные положения и примеры.

Независимость аудиторской организации от экономического субъекта и его руководства должна рассматриваться с точки зрения как формальных, так и фактических обстоятельств; она определяется в соответствии с законодательством РФ и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Честность и объективность в общении с экономическим субъектом заключаются в том, что основой для выводов, рекомендаций и заключений аудиторской организации может быть только достаточный объем необходимой информации. Аудиторская организация не должна допускать, чтобы предвзятость, предрассудки или оказываемое на нее давление могли сказаться на общении с руководством экономического субъекта и, следовательно, на объективности ее выводов, рекомендаций и заключений.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, предоставлять рекомендации или предложения по содействию в их реализации, выходящие за пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской и связанной с ней деятельности или профессиональной компетентности.

Аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, полученной при общении с руководством экономического субъекта, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с ним. Аудиторская организация обязана обеспечивать сохранность конфиденциальной информации экономического субъекта и не разглашать ее без согласия руководства экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Профессиональное поведение в общении с руководством экономического субъекта состоит в соблюдении приоритета общественных интересов и репутации профессии в целом. Аудиторская организация должна воздерживаться от любых действий, которые могут дискредитировать ее, подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.

Из общего перечня этических принципов понятия независимости и соблюдения конфиденциальности полученной информации регламентированы законодательно, следовательно, их можно назвать основополагающими, а остальные принципы – общеэтическими.

В ходе планирования и выполнения аудита должен проявляться профессиональный скептицизм, так как могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение бухгалтерской отчетности.

Это интересно:  Особенности правосудия в современном международном праве

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает существо полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает те из них, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под вопрос достоверность таких документов или заявлений. В частности, профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы уменьшить риск упущения из виду необычных обстоятельств, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели, они должны определяться аудитором с учетом требований соответствующих законов и нормативных актов и, если необходимо, с учетом условий договоренностей о проведении аудита и требований по составлению отчетности.

Аудит призван обеспечить достаточную (разумную) уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Понятие достаточной уверенности имеет отношение к сбору аудиторских доказательств, необходимых для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности, рассматриваемых как единое целое. Понятие достаточной уверенности применимо ко всему процессу аудита.

В федеральном стандарте (в соответствии с МСА) приведены следующие разновидности уверенностей:

  • абсолютная (бывает редко – по очевидным вопросам);
  • разумная (применяется в аудите);
  • умеренная (применяется при обзорных проверках);
  • низкая (уверенность отсутствует – применяется при компиляции и выполнении согласованных процедур).

В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Этика аудитора

В России Кодекс профессиональной этики аудиторов впервые был утвержден общим собранием Аудиторской палаты России 4 декабря 1996 г. Главные требования Кодекса этики аудиторов определены Международной федерацией бухгалтеров. Они служат основой для разработки этических требований, подробных правил и стандартов поведения аудиторов в каждой стране, где осуществляется аудит, и именно они были положены в основу разработанных в России кодексов этики как аудиторов, так и профессиональных бухгалтеров. В соответствии с этими требованиями аудитор должен обладать определенными профессиональными знаниями и умением, признавать важность и исповедовать в работе высокий стандарт моральных ценностей, осознавать свой долг и обязанности перед обществом, соблюдать установленные правила поведения.

Соблюдение указанных требований обязательно как для аудитора, так и для профессионального бухгалтера, работающего по найму в организации. В то же время к специалистам по внешнему аудиту предъявляется ряд дополнительных этических требований. К ним относятся соблюдение условий независимости, дополнительные требования к профессиональной компетентности, регламентации порядка оплаты аудиторских услуг, отношений с бухгалтерами проверяемых организаций и другими аудиторами, особенности рекламы и предложения услуг. Для усиления акцента на эти положения и придания им обязательности они включены в текст Закона об аудиторской деятельности.

Кодекс содержит 15 статей.

  • Статья 1. «Общие положения» обобщает этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России; определяются нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество.
  • Статья 2. «Общепринятые моральные нормы и принципы» подтверждает обязанность аудиторов придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.
  • Статья 3. «Общественные интересы» предусматривает, что внешний аудитор обязан действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг; он должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях, в противном случае он обязан отказаться от их защиты.
  • Статья 4. «Объективность и внимательность аудитора» подчеркивает, что объективность для выводов возможна только при достаточном объеме требуемой информации. Аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты. Давление на аудитора в любой форме недопустимо. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.
  • Статья 5. «Независимость аудитора» предполагает, что в заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно заявить о своей независимости в отношении клиента как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам.
  • Статья 6. «Профессиональная компетентность аудитора» указывает на то, что аудитор обязан воздерживаться от оказания услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату. Для оказания помощи аудитору в решении поставленных конкретных задач аудиторская фирма может привлечь компетентных специалистов.
  • Статья 7. «Конфиденциальная информация клиентов» предусматривает обязанность аудитора сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними. Конфиденциальная информация не должна быть использована аудитором для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.
  • Статья 8. «Налоговые отношения» утверждает, что при оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор должен руководствоваться интересами клиента при обязательном соблюдении налогового законодательства. Аудитор не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. Все рекомендации и советы в области налогообложения необходимо представлять в письменной форме.
  • Статья 9. «Плата за профессиональные услуги» предусматривает, что плата за профессиональные услуги аудитора должна отвечать нормам профессиональной этики и выплачиваться в зависимости от объема и качества профессиональных услуг. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок такой оплаты.
  • Статья 10. «Отношения между аудиторами» предполагает, что аудиторы должны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.
  • Статья 11. «Отношения сотрудников с аудиторской фирмой» призывает сотрудников лояльно относиться к своей аудиторской фирме, они всей своей деятельностью должны способствовать ее авторитету и дальнейшему развитию, поддерживать деловые доброжелательные отношения как с сотрудниками фирмы, так и клиентом.
  • Статья 12. «Публичная информация и реклама» указывает, что реклама должна быть информативной, прямой и честной, исключающей возможность обмана и введения в заблуждение потенциальных клиентов.
  • Статья 13. «Несовместимые действия аудитора» отмечает, что занятие какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые действия аудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы.
  • Статья 14. «Аудиторские услуги в других государствах» подчеркивает, что при проведении аудита аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в том государстве, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность.
  • Статья 15. «Соответствие настоящего Кодекса международным нормам» говорит о том, что нормы профессионального поведения, определяемые этическим Кодексом, основаны на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров.

Профессиональная этика в общении с руководством экономического субъекта определена Федеральным стандартом аудита «Общение с руководством экономического субъекта», задачами которого служат:

  1. определение основных требований к общению аудиторской организации с руководством экономического субъекта;
  2. определение особенностей общения аудиторской организации с руководством экономического субъекта на различных стадиях проведения аудита;
  3. определение особенностей общения аудиторской организации с руководством экономического субъекта по вопросам бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России решением Президентского совета 24 сентября 2003 г. утвердил Кодекс этики членов ИПБ России, который вступил в силу с января 2004 г. Данный Кодекс подготовлен на основе и с учетом всех требований Кодекса этики МФБ с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов.

Кодекс признает, что основной целью бухгалтерской и аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдения четырех основных требований:

  1. достоверность – общество испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах;
  2. профессионализм – клиенты, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере бухгалтерского учета и аудита;
  3. высокое качество услуг – все услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером (аудитором), должны соответствовать высшим стандартам качества;
  4. уверенность – лица, пользующиеся услугами профессиональных бухгалтеров (аудиторов), должны быть уверены в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами.

Цели и фундаментальные принципы Кодекса носят общий характер и не направлены на решение этических проблем, возникающих перед профессиональным бухгалтером (аудитором) в каждом конкретном случае. Однако Кодекс содержит некоторые рекомендации по практическому достижению целей и соблюдению фундаментальных принципов в ряде типичных ситуаций, встречающихся в бухгалтерской и аудиторской практике, так, в Приложении к данному Кодексу содержится 24 статьи по рекомендациям применения принципа независимости к конкретным ситуациям.

На современном этапе развития ИПБ России и Аудиторская палата России являются несомненными лидерами в становлении системы аудита и общественном регулировании норм данной деятельности.

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности

В России принята концепция государственного регулирования аудиторской деятельности, законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только посредством законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и с помощью нормативных актов общественных организаций.

В системе правового регулирования аудита в России можно выделить шесть уровней.

Первый уровень правового регулирования представлен не только законами, полностью посвященными аудиту (например, Федеральный закон Об аудиторской деятельности»), но и законами, касающимися аудита лишь в какой-то своей части — Законы «Об акционерных обществах», «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». К ним еще можно отнести нормы Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Административного кодекса РФ.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» обозначил правовое пространство аудита и значительно расширил роль и возможности профессиональных аудиторских объединений, при этом он четко закрепил функции уполномоченного государственного органа регулирования аудиторской деятельности за Минфином России. Нормы Федерального закона «Об аудиторской деятельности» имеют приоритет перед нормами других законов, регулирующих отношения в области аудита. Принято считать, что правовое становление аудита в РФ состоялось с введением данного Закона.

Это интересно:  Сущность и функции права

Некоторые источники к первому уровню регулирования аудита относят еще и указы Президента РФ. Не подвергается сомнению то, что указы Президента РФ могут регулировать отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, но при этом они не должны противоречить федеральным законам. Данный инструмент правового регулирования аудита не имеет аналога в странах с развитой рыночной экономикой, но с учетом «особенностей российской экономики» он может участвовать в регулировании аудита в ограниченном варианте. Указы Президента РФ имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам, и, следовательно, их можно отнести ко второму уровню нормативно-правового регулирования.

Третий уровень представляют федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые Минфином России. Они устанавливают правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

  • — правила (стандарты), обязательные для исполнения;
  • — правила (стандарты), преимущественно обязательные для исполнения;
  • — правила (стандарты), носящие рекомендательный характер.

Данный пункт Федерального закона во многом ослабил применимость этих правил, поскольку одна из сторон в договоре оказания аудиторских услуг может сослаться на рекомендательный характер того или иного правила.

Отдельно от федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в четвертый уровень можно выделить акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности — Минфином России, а также другими министерствами и ведомствами.

Если первые четыре уровня относятся к государственному регулированию аудиторской деятельности, то пятый и шестой уровни — к саморегулированию (негосударственному регулированию).

На пятом уровне находятся нормативные акты аккредитованных (саморегулируемых) аудиторских объединений. Они издаются объединениями в пределах своей компетенции и представлены Кодексом профессиональной этики, а также внутренними стандартами.

К шестому уровню регулирования аудиторской деятельности относятся разработанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами внутренние правила (стандарты) и методики. Данные документы детализируют, расшифровывают и уточняют положения, сформулированные в документах других уровней, и содержат подробное изложение вопросов, которые для вышестоящих уровней регулирования являются незначительными. Кроме того, посредством внутренних стандартов и методик в аудиторской организации должна быть внедрена система контроля качества аудита. Процесс ее разработки представляет собой научно-исследовательские изыскания, дающие теоретическую и практическую основу для проведения аудита и оказания аудиторских услуг на высоком профессиональном уровне. Создание системы внутреннего контроля в аудиторской организации посредством разработки внутренних стандартов и методик положительно сказывается на качестве оказываемых услуг. Данному источнику нормативного регулирования уделяется мало внимания как со стороны саморегулируемых объединений и государства, так и самими аудиторами. Приоритетной задачей аудиторских организаций стран с развитой рыночной экономикой является разработка внутренних стандартов. Примечательно, что это происходит не только в странах с концепцией саморегулирования аудита.

Важным является то, что документы, относящиеся к первым четырем уровням, составляют базу нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Аудиторские объединения и организации, внедрив в практическую деятельность внутренние стандарты, разработанные на основе этой базы, значительно могут повысить качество аудиторской деятельности в РФ. Кроме того, наличие внутренних стандартов у аудиторских организаций является залогом их выхода на высокий профессиональный уровень оказания услуг.

В современных условиях, характеризующихся в первую очередь активной интеграцией России в мировую экономику, все большее значение приобретают МСА. Между тем Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не содержит каких-либо норм о месте и роли международных стандартов в системе источников нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Тема роли МСА как возможного источника регулирования аудиторской деятельности является одной из самых актуальных и разработанных в отечественной литературе по аудиту. Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ отличается значительным своеобразием по сравнению с зарубежным опытом:

  • 1. Регулирование аудиторской деятельности в РФ преимущественно осуществляется на основе законов и подзаконных актов государственных органов власти в отличие от ряда зарубежных стран (США, Великобритания), так как нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности находится в исключительной компетенции РФ (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).
  • 2. Нормы законов и подзаконных актов, относящихся к различным отраслям права, устанавливают правовой режим аудиторской деятельности. Основную долю в общем объеме источников занимают источники финансового права, устанавливающие обязательные требования по государственному регулированию аудиторской деятельности. В то же время в ходе практической деятельности регулирование осуществляется в том числе и на основе гражданско-правовых норм.
  • 3. Наличие федеральных законов, регулирующих смежные отношения с учетом специфики аудиторской деятельности применительно к отдельным видам деятельности, и нормативно-правовых актов, не учитывающих особенности аудиторской деятельности. В ряде случаев они возлагают на аудиторов выполнение не свойственных им функций, нарушают независимость и конфиденциальность их работы.
  • 4. Наличие источников регулирования, которые не могут быть полностью охарактеризованы как правовые, однако имеют значительное влияние на аудиторскую деятельность. К таким относятся в первую очередь Кодекс этики аудиторов и международные стандарты аудита.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативное регулирование аудита представляет собой многоуровневую систему. Каждый уровень включает перечень нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в России. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности представлена в табл. 4.

Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. В нем изложены положения, которые позволяют осуществлять общее правовое регулирование аудиторской деятельности в России.

В дополнение к Закону «Об аудиторской деятельности» принимаются различные дополнительные нормативные документы, регулирующие и уточняющие частные вопросы осуществления аудиторской деятельности. Эти нормативные документы формируют второй уровень системы нормативного регулирования аудита. Это приказы, положения, письма по вопросам лицензирования, аттестации, предоставления информации и отчетов по результатам осуществления аудиторской деятельности.

К документам третьего уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деяТаблица 4. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

Уровни регулирования аудита

Виды и наименования нормативных документов

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г.

Определение места, цели и задач аудиторской деятельности, порядка осуществления и оформления результатов аудита

Подзаконные акты в области регулирования аудиторской деятельности

Регулирование вопросов лицензирования аудиторской деятельности, проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, предоставление информации и отчетности о деятельности аудиторских фирм и аудиторов

Пересматриваются и дополняются по мере необходимости в соответствии с Законом № 119-ФЗ

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определение положений регулирования аудиторской деятельности, обязательных для соблюдения всеми аудиторскими фирмами и аудиторами

Осуществляется работа по замене ранее принятых аудиторских стандартов федеральными стандартами, разработанными в соответствии с международными стандартами аудита

Правила (стандарты) аккредитованных аудиторских профессиональных объединений

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности, в том числе на уровне объединений, министерств

Разрабатываются аккредитованными аудиторскими профессиональными объединениями и министерствами для осуществления отраслевого аудита

Внутрифирменные аудиторские правила (стандарты)

Использование при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

тельности, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество аудита и престиж аудиторских фирм.

Важнейшими направлениями развития системы регулирования аудиторской деятельности на ближайшую перспективу являются: завершение формирования основного комплекта федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и поддержание его в актуальном состоянии; совершенствование внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; повышение требований к организации внутреннего контроля качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; развитие саморегулирования аудиторской профессии.

Реформирование аудита в РФ связано с внесением изменений в федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Подготовка новой редакции федерального закона «Об аудиторской деятельности» внесет определенные изменения в порядок и организацию аудиторской деятельности. В проект закона внесены положения, предусматривающие существенные изменения в системе регулирования аудиторской деятельности и аудиторской профессии. Основная направленность этих изменений — развитие саморегулирования профессии и обеспечение общественного надзора за ее развитием.

Законопроект предусматривает передачу ряда важнейших функций регулирования аудиторской профессии и аудиторской деятельности от уполномоченных государственных органов само- регулируемым организациям. Среди таких функций — предоставление права заниматься аудиторской деятельностью, разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики, внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов, организация системы непрерывного повышения квалификации аудиторов и контроль за соблюдением ими соответствующих требований, принятие мер ответственности к аудиторским организациям и аудиторам.

Для соблюдения нормативных документов в области аудита осуществляется государственный контроль за аудиторской деятельностью. Перечень контролирующих органов и их полномочия установлены Законом «Об аудиторской деятельности».

Общий контроль качества аудита осуществляет уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.

Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

  • • издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • • организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • • организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;
  • • организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований и условий;
  • • контроль за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • • определение объема и разработка порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;
  • • аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
Это интересно:  Правила судебно медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью

В целях учета мнения профессиональных участников рынка

аудиторской деятельности функционирует совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Совет в предварительном порядке рассматривает все важнейшие вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности, уделяет большое внимание вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, рассматривает результаты и перспективы рынка аудиторских услуг и деятельности аудиторских объединений.

Деятельность Совета является открытой. Информация о его заседаниях и принятые им решения публикуются на официальном Интернет-сайте Минфина России. Там же публикуются одобренные Советом документы.

В последнее время ведется подготовка к реформированию Совета и постепенному преобразованию его в орган общественного надзора за аудиторской профессией.

В регионах, областях и городах регулирование аудиторской деятельности осуществляют аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение — саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, которое действует на некоммерческой основе. При Минфине России аккредитованы следующие аудиторские объединения: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР), Аудиторская палата России (АПР), Московская аудиторская палата (МоАП), Российская коллегия аудиторов (РКА), Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР). По экспертной оценке в настоящее время членами аудиторских объединений являются более 70 % аудиторских организаций, фактически ведущих аудиторскую деятельность, и порядка трети аудиторов, фактически занятых в аудиторской деятельности.

Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности» основными видами деятельности аудиторских объединений являются:

  • 1) разработка правил (стандартов) профессиональной деятельности и соответствующего методического обеспечения ее;
  • 2) внешний контроль качества работы членов;
  • 3) повышение профессионального мастерства членов;
  • 4) контроль соблюдения аудиторами требований, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Планомерно, по мере становления и укрепления аудиторских объединений Минфин России передает им потенциально избыточные для государства функции регулирования аудиторской деятельности и аудиторской профессии. На это направлены и рассматриваемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации поправки в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Функции аудиторских объединений планируется расширить, в частности:

  • 1) разработка и установление требований к членству аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемом аудиторском объединении;
  • 2) привлечение к ответственности членов саморегулируемого аудиторского объединения за нарушение устава, федеральных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • 3) представление интересов членов саморегулируемого аудиторского объединения в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с аудиторской деятельностью, бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью;
  • 4) организация повышения квалификации членов саморегулируемого аудиторского объединения;
  • 5) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов.

В соответствии с проектом закона «Об аудиторской деятельности» саморегулируемое аудиторское объединение вправе устанавливать в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые являются членами этого саморегулируемого аудиторского объединения, обязательные требования обеспечения их ответственности, в том числе посредством страхования, при осуществлении аудиторской деятельности.

Правовое регулирование аудиторской деятельности

Базовый закон – ФЗ «Об аудиторской деятельности» 2008 года. Нормы об аудите содержатся и в иных законах. Особое место занимают правила (стандарты) аудиторской деятельности. Их насчитывается более 40, они касаются различных вопросов правового регулирования аудиторской деятельности. В частности, стандарт №1 определяет цели и основные принципы аудита финансовой отчетности, стандарт №2 закрепляет правила документирования аудита, а стандарт №3 планирование аудита. Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют собой единые требования, предъявляемые к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценке их классификации. Важная роль принадлежит актам рекомендательного характера, а также нормам профессиональной этики. В качестве примеров можно привести методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита, которые были утверждены Минфином и Кодекс этики аудиторов России, который был одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине.

Принципы

При осуществлении своей деятельности аудиторы должны руководствоваться принципами независимости, конфиденциальности, объективности, честности, профессиональной компетентности и добросовестности.

Принцип независимости заключается в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в отношении проверяемого субъекта, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, где аудитор работает. Требования к независимости в статье 8 закона. В частности, аудит не может осуществляться аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций.

Принцип объективности характеризуется составом проверяемых документов экономического субъекта, достаточным для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности.

Принцип профессиональной компетентности и добросовестности заключается в том, что аудитор должен обладать необходимой квалификацией, знаниями и опытом в данной области. Гарантией соблюдения принципа компетентности является установленное законодательством требование об аттестации аудиторов, лицензировании аудиторской деятельности.

Принцип конфиденциальности (аудиторская тайна) заключается в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы третьим лицам, разглашать сведения.

Вопрос №75. Субъекты аудиторской деятельности.

Аудит может осуществляться 1) аудиторами (в качестве индивидуального аудитора, либо в качестве работника аудиторской организации, или в качестве привлекаемого организацией к работе по гражданско-правовому договору); 2) аудиторскими организациями, но и в этом случае конкретную работу выполняют аудиторы.

Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг.

Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение:

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена.

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) не предоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studref.com, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector