Правовой режим банковской тайны

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральская государственная юридическая академия»

Кафедра информационного права

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ

студентки набора 2011 г.

на базе высшего образования

Института государственного и международного права

Кочневой Ксении Евгеньевны

Глава 1. Информация как объект банковских правоотношений и ее правовой режим

Глава 2. Понятие режима банковской тайны

2.1. Содержание банковской тайны

2.2. Субъекты, имеющие право знакомиться с банковской тайной

2.3. Порядок предоставления сведений банками

Глава 3. Система правовых актов, регулирующих правоотношения по поводу банковской тайны

Осуществление банковских операций, ведение банковской деятельности, совершение конкретных банковских сделок в определенном плане представляет собой получение, переработку, хранение и использование информации, как правило, имеющей высокую экономическую и иную ценность.

Российское законодательство не содержит общего определения охраняемой законом информации. Однако ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяются порядок и условия ограничения доступа к информации.

В связи с этим довольно важным является правовой режим распоряжения различными видами информации в рамках банковской деятельности. В данном реферате мы рассмотрим такой правовой режим, как режим банковской тайны.

Таким образом, объектом данного исследования является банковская информация, а предметом правовой режим банковской тайны. Цель данной работы — выяснить, каким образом функционирует данный правовой режим в Российской Федерации на сегодняшний день. Для этого необходимо выполнить ряд задач: во-первых, рассмотреть феномен информации как объекта банковских правоотношений и выяснить ее правовой режим. Во-вторых, изучить содержание банковской тайны, выявить субъекты, имеющие право на ознакомление с ней, а также выяснить порядок предоставления подобных сведений данным субъектам. Наконец, ознакомиться с системой правовых документов, регулирующих правоотношения по поводу банковской тайны.

В соответствии с поставленными задачами строится план работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Информация как объект банковских правоотношений и ее правовой режим

Под банковской информацией можно понимать совокупность сведений, соотносимых со следующими параметрами банковской деятельности:

— уставными документами и отчетностью банков за определенный период;

— руководством банка и его организационно-правовой формой;

— внешним обликом банка и его служащих;

— видами и формами банковского обслуживания, практикуемыми каждым конкретным банком;

— условиями возмездности по заключаемым банком договорам;

— своевременностью и полнотой выполнения банком своих обязательств как кредитора;

— количеством и составом клиентов данного банка;

— операциями по счетам каждого клиента;

— наличием корреспондентских связей банка;

— технической оснащенностью банка и др.

Приведенный ряд позволяет легко заметить, что речь идет о совершенно разной по своему правовому режиму информации. В одних случаях эти сведения должны открыто публиковаться, например, балансы и отчеты, в других они не должны в принципе предоставляться никому, кроме самого клиента, например, сведения об операциях по счетам. Кроме того, банк имеет право как любое юридическое лицо на определенную информацию о своей деятельности, образующую его деловую репутацию, что является его неимущественным правом.

При правовой оценке банковской информации нужно учитывать, что она может иметь разные правовые режимы в зависимости от содержания и назначения использования. Среди таких правовых режимов необходимо рассмотреть как минимум следующие: режим открытой информации, режим служебной и коммерческой тайны и режим банковской тайны.

В рамках режима открытой информации банк обязан, с одной стороны, публиковать определенный круг сведений, адресованных неопределенному числу лиц, а с другой — сообщать любому обратившемуся к банку лицу требуемые сведения. Специальные правила по поводу открытой банковской информации установлены Приказом ФСФР РФ от 16.03.2005 N 05-5/пз-н (ред. от 10.10.2006) Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

Режим служебной и коммерческой тайны регулируется целым рядом нормативно-правовых актов, а именно:

— ст. 1465, Гражданского Кодекса РФ «Секрет производства (ноу-хау)»;

— Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне»;

— Главой 14, Трудового Кодекса РФ «Защита персональных данных работника»;

— Ст. 183, Уголовного Кодекса РФ «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» и многими другими.

Состав информации, представляющей банковскую тайну, и ее нормативно-правовое регулирование будут рассмотрены далее.

Глава 2. Понятие режима банковской тайны

Проблема банковской тайны должна рассматриваться исходя из некоторых общих положений, которые, очевидно, следует оговорить в самом начале и иметь в виду в процессе изложения дальнейших положений. Эти положения состоят в следующем:

— понятие банковской тайны является одним из видов правовых режимов информации, обладающей ограниченным доступом;

— этот режим соотносится с такими режимами, как режим коммерческой и служебной тайны;

— подчиняясь общим правилам, режим банковской тайны обладает специальными правилами и процедурами, регламентированными на законодательном уровне.

В российском банковском праве институт банковской тайны устанавливается ст. 857 Гражданского Кодекса РФ: «Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте».

Таким образом, банковская тайна — это особый правовой режим, установленный гражданским правом Российской Федерации.

Было бы неправильно считать банковскую тайну разновидностью коммерческой тайны, поскольку уровень отнесения тех или иных сведений к тайне и правовое оформление этого действия совершенно разные. Коммерческой тайной считаются любые сведения, за исключением тех, которые запрещено относить к коммерческим, определенные в качестве таковых самим субъектом, например, предпринимателем или коммерческим юридическим лицом. Это означает, что объем сведений, составляющих коммерческую тайну каждого предпринимателя, будет разным. Более того, если решение об отнесении тех или иных сведений не принято, то режим коммерческой тайны автоматически не возникает. Это означает, что коммерческая тайна предполагает специальное оформление на уровне локальных актов. В частности, обычно сами хозяйствующие субъекты принимают три акта: о перечне сведений, составляющих коммерческую тайну; о порядке ознакомления с этими сведениями и о круге лиц, имеющих право знакомиться с названными сведениями.

В отличие от этого банковская тайна не требует специального оформления локальными актами, а круг ее сведений определен законом и является одинаковым для любых банков, их клиентов и корреспондентов.

Круг лиц, имеющих право получать сведения, составляющие банковскую тайну, также устанавливается законом и расширительному толкованию не подлежит. Никаким другим лицам без согласия клиента банковские сведения передаваться не должны.

2.1. Содержание банковской тайны

Следовательно, можно утверждать, что и российское законодательство вслед за мировой практикой перешло к широкому определению банковской тайны, охватывающему любые сведения о клиентах и корреспондентах, полученные банком в ходе банковской деятельности. Именно банковская деятельность, осуществляемая профессионально, является критерием для определения характера сведений, составляющих банковскую тайну.

Если даже банк в ходе предоставления, например кредита, получит какие-либо сведения о состоянии здоровья клиента или его семейном положении, эти сведения, а не только операции, произведенные для выдачи кредита, также должны быть включены в банковскую тайну.

Точно так же, если для технико-экономического обоснования потребности в кредите и способности его возвратить будут представлены сведения о технологии, заключенных договорах между клиентом банка и его контрагентом, вся эта информация должна быть включена в банковскую тайну.

2.2. Субъекты, имеющие право знакомиться с банковской тайной

Определение круга субъектов, имеющих право знакомиться со сведениями, составляющими банковскую тайну, необходимо с позиций банковского права обсуждать при одном условии. Закон должен определять круг таких субъектов на тот случай, если сведения предоставляются без согласия клиента банка и не самому клиенту.

Правило о свободе клиента распоряжаться своими средствами распространяется и на информацию о банковских операциях, а это означает, что клиент может предоставить любому лицу право получать сведения о своей финансовой деятельности. Клиент может также по договору с банком и средствами массовой информации установить правило о публикации каких-то сведений о своих операциях, рассчитывая на повышение к себе доверия вследствие открытости информации. Это дело клиента.

В рассматриваемом же случае речь идет о совсем иной ситуации, в которой информация о клиенте предоставляется без его согласия. В этом смысле определение круга субъектов, имеющих право на получение банковской информации, имеет два аспекта.

Первый можно назвать внутренним, поскольку он включает в себя установление возможности обмениваться этой информацией внутри банковской системы, например, между разными банками по поводу кредитоспособности клиента. В этом аспекте в российском банковском праве в последнее время произошли существенные изменения. А именно был принят Федеральный закон от 30.12.2004 г. №218-ФЗ «О кредитных историях», а также Федеральный закон от 30.12.2004 г. №219-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерльного закона «О кредитных историях». В рамках данных законов кредитные организации обязаны предоставлять всю имеющуюся информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.

С одной стороны, такое требование входит в своего рода противоречие с Гражданским Кодексом РФ и Федеральным законом «О банковской деятельности», где сведения о клиенте определяются как банковская тайна. С другой стороны, в законе «О кредитных историях» имеется оговорка о том, что сам клиент дает свое согласие на предоставление данной информации в бюро кредитных историй. На деле же это может означать, что клиент, отказавшийся давать свое согласие на предоставление своих личных данных, может потерять возможность пользоваться такой банковской услугой как кредит (заем). То есть клиент, по сути, вынужден давать свое согласие на передачу информации о себе в бюро кредитных историй, даже если он этого не желает.

Второй аспект определения круга субъектов, имеющих право получать банковскую информацию, предполагает выход за пределы банковской и профессиональной систем и предоставление права отдельным субъектам получать банковскую информацию о состоянии дел клиентов банка без их согласия. В этом смысле необходимо иметь в виду, что ст. 26 Федерального Закона «О банковской деятельности» устанавливает исключительный перечень субъектов, имеющих право на получение информации, и этот перечень не подлежит расширительному толкованию.

Следовательно, с правовых позиций в этом плане можно обсуждать только два вопроса: а) об оптимальности определения этого круга и возможном его сужении или расширении; б) о тех должностных лицах, к компетенции которых отнесено принятие решения о запросе банковской информации.

Банковская тайна, ее правовой режим

Обязанность хранить банковскую тайну распространяется на кредитные, аудиторские организации и ЦБР. Эта обязанность носит личный характер.

Кредитные организации гарантируют тайну сведений о счетах и вкладах, операциях по счетам и вкладам, сведений о своих клиентах и корреспондентах, а также иной информации, устанавливаемой кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Это интересно:  Правовые основы социальной защиты и материального обеспечения

Таким образом, объектом охраны являются сведения о личности клиента, об их операциях и состоянии счета. Следовательно, кредитная организация не обязана хранить в тайне сведения о контрагентах своих клиентов, а также другую информацию, не имеющую непосредственного отношения к банковскому счету (кроме сведений о клиенте), если она не взяла на себя такие обязательства. Перечень операций по счету, на которые распространяется действие банковской тайны, определяется в соответствии со ст.848 ГК. Тайна распространяется и на движение вкладов (размер, время и сумма поступления или изъятия, от кого и по каким основаниям поступают суммы и пр.). Сведения, составляющие банковскую тайну, должны быть получены кредитной организацией в процессе осуществления ею банковских операций и других сделок, предусмотренных ст.5 Закона о банках.

Каких-либо пределов для распространения правового режима банковской тайны на иные сведения федеральное законодательство не содержит. Однако учитывая, что банковская тайна представляет собой особую разновидность коммерческой тайны, в этом случае следует руководствоваться постановлением СМ РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Требования указанного нормативного акта следует также учитывать при определении объема информации, включаемой в понятие «сведения о клиентах и корреспондентах». Сюда могут относиться любые данные о правовом, социальном, семейном и т.п. положении клиента, кроме тех, которые перечислены в постановлении СМ РФ от 5 декабря 1991 г. N 35. Например, информация о наличии у клиента несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого он регулярно переводит деньги, должна быть включена в понятие банковской тайны.

Помимо сведений, указанных в п.2, ЦБР не вправе разглашать данные о счетах, вкладах, конкретных сделках и операциях, полученных им из отчетов кредитных организаций или в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Перечень лиц, обязанных сохранять банковскую тайну, включает в себя всех служащих перечисленных организаций, независимо от их должности и от того, входит ли работа с охраняемыми сведениями в круг их непосредственных служебных обязанностей. Если о банковских операциях узнает частное лицо (из разговоров, писем и т.п.), то оно не обязано соблюдать тайну.

Пределы раскрытия банковской тайны (порядок и условия предоставления указанной информации кредитными организациями, ЦБР и аудиторскими организациями третьим лицам без согласия клиентов) определяется законодательством. справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются им самим (а также их представителям), судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ — в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а также, с согласия прокурора, органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим (а также их представителям), судам, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

При строгом толковании данного Закона органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, включенные в систему министерства внутренних дел, в том числе и специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью, не могут получить непосредственный доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, поскольку в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством органами предварительного следствия они не являются.

А между тем по целому ряду преступлений в сфере экономики, в том числе по фактам незаконного предпринимательства, приобретения и сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности и прочим предварительное следствие вообще не проводится, они расследуются органами дознания (ст.126 УПК РСФСР).

Существенно также, что служба по борьбе с организованной преступностью, входящая в систему МВД России, не имеет в своей структуре следственных подразделений и, более того, ни одно из ее структурных подразделений не обладает статусом органа дознания.

В свою очередь требования ст.26 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» вступают в противоречие с требованиями иных федеральных законов:

  • — ст.109 УПК РСФСР устанавливает, что по поступившим заявлениям и сообщениям о преступлениях органом дознания, следователем до возбуждения уголовного дела могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения;
  • — ст.11 Закона РСФСР «О милиции» (п.25) дает право сотрудникам милиции при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции (в вышеупомянутом письме Ассоциации российских банков предлагается внести изменения в данную статью и приравнять помещения коммерческих банков к иностранным дипломатическим представительствам);
  • — ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает, что при осуществлении данной деятельности может проводиться такое оперативно-розыскное мероприятие, как наведение справок (в отличие от оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, порядок наведения справок законодатель не детализировал).

С учетом интересов всех заинтересованных сторон эта правовая коллизия могла бы быть разрешена путем внесения изменений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», для чего часть 2 ст.26 после слов «а при наличии согласия прокурора» целесообразно изложить в следующей редакции: » — органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие по делам, находящимся в их производстве». Но пока из всех органов дознания право получение подобной информации получили только таможенные и налоговые органы.

Условия предоставления таможенным органам сведений о юридических лицах, которые включены в понятие банковской тайны, определяются п.6 Положения о ГТК. РФ, утв. Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014 и ст.336 ТК. Должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, вправе истребовать документы, необходимые для производства по делу или его рассмотрения.

Порядок представления сведений об операциях и счетах юридических лиц в налоговые органы предусмотрен ст.15 Закона об основах налоговой системы, а также письмом Минфина РФ от 17 января 1994 г. N 5 «О порядке представления сведений в налоговые органы». Обязанность банков представлять указанную информацию в отношении физических лиц законами РФ не установлена.

В числе органов и должностных лиц, которым должны быть предоставлены сведения, составляющие банковскую тайну, отсутствуют судебные приставы-исполнители. В соответствии с п.3 ст.46 Закона об исполнительном производстве они вправе получать интересующие их сведения через налоговые органы.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам — по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

За разглашение банковской тайны ЦБР, кредитные и аудиторские организации могут быть привлечены к ответственности в форме возмещения убытков. Их должностные лица и иные работники несут уголовную ответственность (ст.183 УК). Кроме того, клиент вправе потребовать возмещения морального вреда в порядке, предусмотренном ст.151 и 152 ГК.

Правой режим банковской тайны.

О банках и банковской деятельности.

Банковская тайна — защищаемые банками и иными кредитными организациями-сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов, а также сведения о клиентах, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.

К основным объектам банковской тайны относятся следующие:

1. Тайна банковского вклада (депозита) — сведения обо всех видах вкладов клиента в кредитной организации

2. Тайна банковского счета — сведения о счетах клиентов и корреспондентов и действиях с ними в кредитной организации

3. Тайна операций по банковскому счету — сведения о принятии и зачислении поступающих на счет клиента денежных средств, о выполнении его распоряжений по перечислению и выдаче соответствующих сумм со счета, а также проведении других операций и сделок по банковскому счету.

4. Тайна частной жизни клиента — сведения о клиенте, составляющие его личную, семейную тайну и охраняемые законом как персональные данные этого клиента.

Основными субъектами права на банковскую тайну являются владельцы и пользователи банковской тайны.

Владельцы банковской тайны — клиент или корреспондент (физическое или юридическое лицо), доверивший банку и иной кредитной организации сведения, которые могут составлять банковскую тайну, и их наследники.

Пользователи банковской тайны — лица, которым сведения, составляющие банковскую тайну, были доверены или стали известны в связи с выполнением ими служебных обязанностей либо были получены ими добросовестно и на законных основаниях.

К пользователям относятся:

1) банки и иные кредитные организации, которым клиент или корреспондент доверил сведения, составляющие банковскую тайну;

2) ЦБ РФ (Банк России), получающий сведения, составляющие банковскую тайну, в ходе выполнения предписанных ФЗ функций по регулированию, контролю и надзору за банковской деятельностью;

3) Агентство по реструктуризации кредитных организаций;

4) государственные органы, должностным лицам которых банковская тайна может быть предоставлена исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

В ФЗ «О банках и банковской деятельности» (ст. 26) определен следующий перечень органов, имеющих доступ к банковской тайне:

а) суды и арбитражные суды (судьи);

б) Счетная палата РФ;

в) органы государственной налоговой службы ;

г) федеральные органы налоговой полиции;

д) таможенные органы РФ

е) органы предварительного следствия;

ж) нотариальные конторы;

з) иностранные консульские учреждения

и) аудиторские организации

Правовая охрана прав на банковскую тайну начинается с момента заключения в письменной форме договора между клиентом и корреспондентом, с одной стороны, и кредитной организацией, с другой стороны, и действует в течение срока, установленного в этом договоре.

Владелец в отношении сведений, составляющих его банковскую тайну, имеет следующие основные права:

1)выбирать любой банк и иную кредитную организацию по своему усмотрению;

2)запрашивать лично или через своего представителя справки у банка и иной кредитной организации о своей банковской тайне;

3)распоряжаться сведениями, составляющими банковскую тайну, по своему усмотрению;

4)расторгнуть договор с банком и иной кредитной организацией в любое время;

5)требовать защиты банковской тайны от ЦБ РФ, банка и иной кредитной организации, с которой заключен договор, в течение всего срока ее правовой охраны;

6)требовать от банка и иной кредитной организации в случае разглашения этим банком банковской тайны и нарушения своих прав возмещения причиненных убытков;

7)требовать привлечения лиц, виновных в разглашении банковской тайны, к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

В круг этих обязанностей должны входить следующие требования к пользователям:

Это интересно:  Правила замены электросчетчика в многоквартирном доме

1.Банк России, банк и иная кредитная организация должны гарантировать банковскую тайну клиента.

2.Банк и иная кредитная организация — пользователь банковской тайны обязан установить режим банковской тайны, обеспечивающий сохранность этих сведений и их защиту от разглашения, уничтожения, блокирования или искажения в процессе их хранения, обращения и передачи в течение всего срока, на который их клиент или корреспондент доверил им эти сведения (в том числе постановку и снятие грифа банковской тайны, выбор и использование способов, методов и средств защиты). Руководителям и служащим Банка России, банков и иных кредитных организаций, лицам, ранее являющимся их руководителями и служащими, а также лицам, оказывающим либо ранее оказывавшим им услуги и выполняющим (выполнявшим) для них работы, запрещается своим действием или бездействием разглашение доверенных им или ставших им известными сведений, составляющих банковскую тайну, использование этих сведений в личных целях или в интересах третьих лиц в течение всего срока действия режима банковской тайны.

3. Банк России не вправе разглашать банковскую тайну, полученную им из отчетов кредитных организаций, а также в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных законами.

4. Банк и иная кредитная организация (пользователь банковской тайны) обязаны отказать в предоставлении банковской тайны кому бы то ни было, если эти требования не соответствуют положениям закона.

5. Банк и иная кредитная организация (пользователь банковской тайны) обязаны предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну клиента, ему самому или его представителю по его запросу.

6. Агентство по реструктуризации кредитных организаций вправе получать информацию, составляющую банковскую тайну кредитной организации. Агентство гарантирует неразглашение информации о деятельности и об операциях кредитных организаций, а также их клиентов, если указанная информация стала известна Агентству при осуществлении им функций, установленных ФЗ. В случае разглашения Агентством информации, составляющей банковскую тайну, кредитная организация, права которой были нарушены, вправе потребовать от Агентства возмещения причиненных ей убытков.

7. Пользователи из числа государственных органов и их должностные лица при получении банковской тайны обязаны обеспечить ее неразглашение и установить для ее охраны режим служебной тайны, при этом режим банковской тайны в этих органах должен изменяться на режим служебной тайны.

8. Аудиторы и аудиторские организации не вправе разглашать банковскую тайну, полученную ими в ходе проведения проверок кредитных организаций, их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

9. Запрещается разглашение банковской тайны любым лицом -пользователем банковской тайны, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе (работе) либо были получены им добросовестно и на законных основаниях.

10. За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Права владельца банковской тайны могут быть ограничены в интересах других лиц, общества и государства исключительно в случаях и порядке, установленных законом.

Ограничения прав касаются случаев, когда кредитная организация обязана:

информировать правоохранительные органы о готовящемся или совершенном преступлении при наличии документированной информации об этом;

предоставлять информацию по запросу государственных органов и их должностных лиц в случаях, установленных в ФЗ.

Клиент и корреспондент — владелец банковской тайны — вправе сохранять режим банковской тайны. В случае разглашения им в результате действия или бездействия банковской тайны третьим лицам он обязан незамедлительно известить об этом кредитную

организацию. В этом случае кредитная организация — пользователь банковской тайны -вправе изменить режим банковской тайны либо прекратить его действие по отношению к разглашенной информации.

Режим банковской тайны может быть изменен или отменен по следующим основаниям:

•по собственному желанию владельца банковской тайны;

•по решению суда;

•при разглашении банковской тайны;

•при защите своих прав в суде в случае возникшего спора между кредитной организацией и ее клиентом;

•при ликвидации юридического лица — владельца или пользователя банковской тайны.

Правовой режим доступа к банковской тайне

«Налоговый вестник», 2012, N 3

В прошлом номере журнала автор рассмотрел правовой режим доступа к налоговой тайне. В этой статье речь пойдет о банковской тайне, нормах, регламентирующих правовой режим банковской тайны, а также о порядке получения органами внутренних дел сведений, составляющих банковскую тайну.

Швейцарский опыт

В последнее время во всем мире понятие банковской тайны постепенно размывается, приоритет отдается фискальным интересам государства, а не конфиденциальности частной жизни и банковских операций.

В связи с этим особо стоит упомянуть о Швейцарии с ее знаменитой банковской тайной. Министерство юстиции США уже почти три года проверяет офшорные счета, принадлежащие американским гражданам, открытые в швейцарском банке Credit Suisse, на предмет уклонения от уплаты налогов.

Не так давно правоохранительные органы США арестовали сотрудника Credit Suisse К. Баджиоса (консультанта состоятельных клиентов в системе private banking), а вслед за ним обвинения в содействии уклонению от уплаты налогов были предъявлены еще четырем бывшим менеджерам Credit Suisse, которые, по имеющимся сведениям, помогли клиентам скрыть активы на 3 млрд долл. США, открывая офшорные счета под вымышленными именами и переводя деньги со счетов Credit Suisse в небольшие частные швейцарские банки.

Правоохранительные органы США обратили внимание на Credit Suisse благодаря программе добровольного признания в совершении налоговых преступлений, в ходе которой тысячи граждан сообщили о фактах мошенничества.

Следствие также показало, что после принятия в 2001 г. закона об обязательном раскрытии зарубежными банками информации о счетах американцев UBS неоднократно предлагал клиентам схему уклонения от налогов.

Параллельно была объявлена налоговая амнистия: она должна была вернуть в США деньги резидентов. В ходе амнистии владельцам незаконных офшорных счетов предлагали подать дополнение к налоговой декларации за текущий год, уплатив причитающиеся налоги без штрафа: с депозита в 1 млн долл. США, хранившегося в швейцарском банке в течение шести лет, следовало заплатить около 37%. Стандартная процедура предусматривала выплату налогов и штрафов на общую сумму 2,3 — 2,4 млн долл. США. 23 клиентам UBS были предъявлены обвинения в уклонении от уплаты налогов, многие из них признались.

Действительно, под натиском экономических проблем и усилившейся борьбы с уклонением от уплаты налогов во всем мире постепенно начала сдавать позиции знаменитая швейцарская банковская тайна. Весной 2011 г. нижняя палата швейцарского парламента согласилась на выдачу информации о налоговых уклонистах десяти иностранным государствам. Хотя и не говорится об автоматическом обмене данными, по банковской тайне в Швейцарии нанесен новый серьезный удар.

Речь идет о десяти соглашениях об избежании двойного налогообложения, соответствующих стандартам ОЭСР. В этих соглашениях будет прописано, что для получения от Швейцарии данных о налоговых уклонистах иностранным ведомствам достаточно будет указать номер счета неплательщика или иную информацию, помогающую его идентифицировать. Швейцария планирует заключить двусторонние соглашения с такими странами, как Нидерланды, Турция, Япония, Польша, Индия, Германия, Казахстан, Канада, Греция и Уругвай.

Ранее Швейцария должна была помогать зарубежным ведомствам лишь в том случае, если они указывали точные сведения о личности подозреваемого, в т.ч. его фамилию и имя, а также предъявляли доказательства ухода от уплаты налогов.

Впрочем, хотя данное решение парламента и является шагом в верном направлении, оно, по мнению аналитиков, все же является половинчатым, т.к. для получения данных о счетах все еще необходимо предъявлять веские доказательства того, что их владельцы уходят от налогов. Тем временем швейцарские банки, неоднократно обвинявшиеся в пособничестве налоговым уклонистам, всячески пытаются избежать преследования со стороны зарубежных следственных органов.

Так, один из крупнейших частных банков Швейцарии Julius Baer заключил соглашение с немецкими властями. Согласно этой договоренности банк заплатит 50 млн евро в германскую казну в обмен на прекращение расследования против него и его сотрудников со стороны немецких правоохранительных органов. Благодаря этой сделке Julius Baer удалось прекратить затянувшийся следственный процесс. Кроме того, причиной соглашения стали опасения банка за свой бизнес в Германии, являющейся для него главным рынком .

Глазкова Т. Швейцария усиливает борьбу с налоговыми уклонистами // РБК daily, 2011, 18 апреля.

В России банковская тайна выступает самостоятельным объектом права

Николаев Я. Минфин посягнул на банковскую тайну // РБК daily, 2011, 28 октября.

В Российской Федерации банковская тайна выступает самостоятельным объектом права и является отдельным видом конфиденциальной информации как информации с ограниченным доступом.

Из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков и иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении. Тем самым Конституция РФ определяет основы правового режима и законодательного регулирования банковской тайны как условия свободы экономической деятельности, вытекающей из природы рыночных отношений, и гарантии права граждан на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также как способа защиты сведений о частной жизни граждан, в т.ч. об их материальном положении, и защиты личной тайны.

Необходимо отметить, что сотрудникам полиции в силу специфики их профессиональной деятельности достаточно часто приходится получать доступ к информации, содержащей множество разновидностей тайн, в т.ч. банковскую. В связи с этим при взаимодействии подразделений органов внутренних дел Российской Федерации с кредитными организациями у руководителей последних, как правило, возникают вопросы:

  • о полномочиях подразделений органов внутренних дел запрашивать указанную информацию;
  • о правомерности направления запросов на получение информации, составляющей банковскую тайну;
  • об объеме и характере запрашиваемой банковской информации.

На практике нередко приходится сталкиваться с ситуациями двоякого толкования правоприменителями законодательных норм, регулирующих порядок получения сведений, составляющих банковскую тайну, что, в свою очередь, влечет неоднозначное решение вопросов информационного взаимодействия кредитных организаций с органами внутренних дел.

Так, в частности, президент Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян в своем обращении к руководству МВД России, ссылаясь на сообщения, полученные из ряда региональных кредитных организаций, ставит вопрос о правомерности проверки органами внутренних дел имеющейся информации о налоговом правонарушении при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением налогового законодательства, после вступления в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности».

Соответственно, закрепленные нормативными предписаниями ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» права органов внутренних дел требовать от кредитных организаций предоставления сведений об их клиентах и документов, содержащих информацию о клиенте и проводимых им операциях, в т.ч. выписок по счетам, копий договоров, иных документов, банковских карточек, могут быть осуществлены банком только при наличии согласия руководителя следственного органа.

Это интересно:  Правовая доктрина как форма права

Одной из попыток решения проблемных вопросов, связанных с правовым регулированием в указанной сфере, можно считать внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект об изменении ст. 26 Закона N 395-1, предлагающий ограничить права органов внутренних дел самостоятельно запрашивать в кредитных организациях сведения, содержащие банковскую тайну, предоставив полиции реализацию данного права только при проведении налоговых проверок совместно с налоговыми органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах.

Нормы, регламентирующие правовой режим банковской тайны

Правовой режим банковской тайны регламентируется ст. 857 части второй ГК РФ, в соответствии с п. 1 которой банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Отношения, возникающие при обеспечении защиты информации, составляют предмет регулирования Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную или иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Так, в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Документ применяется с учетом положений Федерального закона от 27.10.2008 N 175-ФЗ (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.10.2008 N 175-ФЗ) (ред. от 25.11.2009).

Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит указанному Федеральному закону.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа» указано, что термин «банковская тайна» означает защиту банком в силу требований закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, включая тайну банковского вклада, субъектов права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, ГК РФ одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.

Причем ч. 12 ст. 26 Федерального закона установлено, что за разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также их должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном Федеральным законом, в т.ч. уголовную ответственность по ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» Уголовного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 857 части второй ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, в бюро кредитных историй, государственным органам и их должностным лицам на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Обратите внимание! Указанные функции в структуре органов внутренних дел выполняют Главное управление экономической безопасности и борьбы с коррупцией МВД России и соответствующие подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на которые возложены задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно.

Сотрудники органов внутренних дел при решении задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, в соответствии со ст. 2 Закона N 144-ФЗ, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-разыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 этого Закона, а также на основании ст. 15 Закона N 144-ФЗ при их проведении производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений.

При самостоятельном выявлении налоговых преступлений сотрудниками органов внутренних дел возникает необходимость в целях проверки поступившей оперативной информации обращаться в кредитные организации с запросами о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну.

Право на получение информации, составляющей банковскую тайну, органом внутренних дел до возбуждения уголовного дела возникает при осуществлении сотрудниками органов внутренних дел функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений при наличии одного из оснований, предусмотренных ст. 7 Закона N 144-ФЗ. К числу таких оснований относятся случаи, когда должностному лицу органа внутренних дел, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, стали известны сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, по которому обязательно производство предварительного следствия, когда нет данных, указывающих на признаки преступления или наличия запроса другого органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.

Сотрудники органов внутренних дел при решении задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию налоговых преступлений проводят оперативно-разыскные мероприятия с целью:

  • получения и проверки первичной информации о признаках подготавливаемых, совершаемых, совершенных преступлений;
  • выявления лиц, осведомленных о преступлениях, способах и обстоятельствах их совершения;
  • установления лиц, причастных к совершению преступлений.

Указанные цели достигаются в т.ч. путем проведения оперативно-разыскного мероприятия «наведение справок» (ст. 6 Закона N 144-ФЗ).

Правовыми основаниями для проведения оперативными подразделениями органов внутренних дел оперативно-разыскных мероприятий являются пп. 10 п. 1 ст. 13 Закона N 3-ФЗ и п. 2 ст. 6 Закона N 144-ФЗ, положениями которого предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел могут получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и их копии.

Затребованные у кредитных организаций документы имеют важное значение в оперативно-разыскной деятельности, т.к. могут содержать сведения о признаках совершенных налоговых преступлений.

Решение о направлении запроса в кредитную организацию вправе принять должностное лицо системы МВД России (начальник, заместитель начальника), которое в соответствии с Перечнем должных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утв. Приказом МВД России от 26.12.2003 N 1033, пользуется правом доступа к сведениям.

Между тем одной из наиболее характерных ошибок, встречающихся при направлении запросов в кредитные организации, является подписание документов должностными лицами системы МВД России, не входящими в указанный Перечень.

Обратите внимание! Запрос, направляемый в кредитную организацию, должен содержать ссылку на нормы законодательства, предусматривающие правовые основания получения органами внутренних дел информации, составляющей банковскую тайну, а также указание на то, что запрашиваемая информация необходима для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в запросе помимо указания надлежащей мотивировки получения органами внутренних дел информации, составляющей банковскую тайну, целесообразно также указывать конкретный период, за который запрашивается информация.

Копии документов должны запрашиваться в кредитной организации исключительно в объеме, необходимом для выполнения стоящих перед органами внутренних дел задач и достижения конкретных целей проводимых оперативно-разыскных мероприятий.

Следует отметить, что в соответствии с положениями Федерального закона имеют право запрашивать и получать в кредитных организациях справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также по счетам и вкладам физических лиц и органы предварительного следствия в системе МВД России.

Обратите внимание! Органы предварительного следствия вправе запрашивать в кредитных организациях указанные сведения при соблюдении двух условий: по возбужденным уголовным делам, находящимся в их производстве, и с согласия руководителя следственного органа.

Сотрудники органов предварительного следствия также имеют доступ к документам, содержащим сведения, составляющие банковскую тайну (расчетным документам, банковским карточкам, кассовым документам, договорам о расчетно-кассовом обслуживании, выпискам из банковских счетов клиентов, другим документам, в т.ч. содержащимся в юридических делах клиентов), в ходе проведения такого следственного действия, как выемка документов. Порядок предоставления сотрудникам следственных подразделений в рамках расследования уголовных дел сведений, составляющих банковскую тайну, четко регламентирован уголовно-процессуальным законодательством. Согласно п. 7 ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения.

В соответствии со ст. 165 УПК РФ следователь с согласия руководителя следственного органа ходатайствует перед судом о производстве выемки, о чем выносится постановление. Оно подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства. Судья выносит постановление о разрешении производства выемки или об отказе в ее производстве с указанием мотивов отказа.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.

Можно сделать вывод о том, что вопросы, связанные с порядком получения органами внутренних дел сведений, составляющих банковскую тайну, в достаточной степени урегулированы действующим законодательством; положения нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование в данной сфере, не противоречат друг другу.

В прежней редакции документа доступ к банковской тайне предоставлялся органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия прокурора. В новой редакции предлагается ограничиться наличием согласия руководителя следственного органа на доступ к информации.

У органов внутренних дел остается возможность получать необходимую информацию из банков при осуществлении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

В действующей редакции Закона право получать от банков справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предлагается предоставить также федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков (сейчас это Федеральная служба по финансовым рынкам), Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ, Федеральной службе судебных приставов, Росфинмониторингу.

Согласно поправкам список получателей информации по банковским операциям физических лиц предлагается пополнить органами службы судебных приставов, Агентством по страхованию вкладов (АСВ) и следователями (с согласия руководителя следственного органа).

Для проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на замещение государственных, муниципальных и судебных должностей, их супругов и несовершеннолетних детей, предоставляемых согласно Федеральному закону от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», доступ к банковской информации предлагается также предоставить должностным лицам федеральных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, и высшим должностным лицам субъектов РФ при наличии надлежащим образом оформленного запроса.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, studfiles.net, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector