Правовые меры охраны вод

Охрана вод – меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий названных явлений.

Охране вод и предупреждению их вредного воздействия посвящена гл. 6 ВК РФ «Охрана водных объектов». При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов и при внедрении новых технологических процессов в обязательном порядке учитывается их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду.

Для поддержания водных объектов в состоянии, которое соответствует экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

В соответствии с Положением «О водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», утвержденного постановлением Правительства от 23 ноября 1996 г. № 1404, водоохранная зона – это территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

Это положение устанавливает также размеры и границы водоохранных зон и их прибрежных защитных полос. Установление водоохранных зон не является основанием для изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками. Исключения составляют случаи, которые предусмотрены законом. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

Законом также выделены особо охраняемые объекты, к которым относятся природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Государственный контроль за охраной вод – система мер, которые направлены на обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами установленного законодательством порядка использования и охраны водных объектов, стандартов, нормативов правил в области использования и охраны водных объектов, режима использования территорий водоохранных зон и иных требований водного законодательства.

Госконтроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

45. Правовые меры охраны животного— это совокупность правовых норм и правовых отношений, возникающих в связи с охраной и использованием животного мира.

Правовые меры по охране животного мира включают:

– разработку, принятие и применение законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром;

– установление лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования животного мира и среды обитания;

– создание правовой базы для охраны отдельных категорий животных и среды их обитания, для регулирования охраны особых территорий;

– установление системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания;

– проведение правореализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания;

– правовое воспитание и профилактику нарушений.

Важным моментом в Федеральном законе является экономическое регулированиеохраны и использования объектов животного мира. Оно предусматривает установление и регулирование экономических отношений в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между пользователями животным миром и пользователями другими видами природных ресурсов.

Экономическое регулирование охраны и использования животного мира включает в себя: учет и экономическую оценку объектов животного мира; экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира; экономически обоснованную систему размеров штрафов и исков в возмещении вреда за нарушение законодательства РФ о животном мире; целенаправленное использование средств, полученных от конфискации орудий незаконного добывания объектов животного мира, транспортных средств и продукции.

В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных особо охраняемых территорий. Здесь запрещено пользование животным миром и установлена более строгая ответственность.

Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждаются Красная книга РФ, Красные книги субъектов РФ.

Правовые меры охраны водных объектов

Читайте также:

  1. A. Материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения
  2. I. Действующие международные нормативно-правовые акты
  3. V. Семейно-правовые отношения
  4. VII. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
  5. XV. Правовой режим использования и охраны вод
  6. XVIII. Правовой режим охраны атмосферного воздуха
  7. XXII. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
  8. Административно-правовые контрольные отношения.
  9. Административно-правовые методы государственного управления
  10. Административно-правовые нормы, их действие, реализация, систематизация и кодификация.
  11. Административно-правовые нормы.
  12. Административно-правовые нормы. Административно-правовые отношения.

Правовая охрана вод — это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод — устойчивое сокращение их объема (ст. 1 Водного кодекса РФ).

В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, экологический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра.

С целью обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами установленного порядка рационального использования и охраны водных объектов, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны вод, режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства осуществляется государственный контроль за использованием и охраной вод органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерством природных ресурсов РФ, государственными органами в области охраны окружающей среды.

Законодательством предусмотрено, что использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. При их использовании гражданам и юридическим лицам необходимо проводить производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Водное законодательство устанавливает целый ряд специальных мер, требований и запретов но охране вод.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается в первую очередь с помощью установления и соблюдения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения устанавливаются нормативы содержания загрязняющих, вредных веществ в воде — их предельно допустимые концентрации (ПДК). На поддержание качества вод, соответствующего этим нормативам, направлены нормы водного законодательства, регулирующие хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на воды.

Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод (ст. 106). Каждый источник загрязнения должен соблюдать установленные для него компетентными государственными органами нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ). Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

— осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезврежен­ных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

— производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

— осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

Закон устанавливает обязанности водопользователей принимать меры к сокращению расхода воды, прекращению сброса сточных вод путем совершенствования технологии производства и схем водоснабжения (применения безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, замкнутых систем технического водоснабжения и др.) (ст. 98, 105 Водного кодекса РФ). В целях охраны вод от засорения запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96 ВК РФ).

Это интересно:  Правила заполнения платежного поручения в 2020 году

Существенной чертой правовой охраны вод является установление водоохранных зон водных объектов.

Водоохранная зона — это территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятель­ности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истоще­ния водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибреж­ных территорий.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Правовой режим этих территорий регулируется Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах.

В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны.

Законодательством предусмотрено создание различных категорий особо охраняемых водных объектов — природных экосистем, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности

Специ­альным Федеральным законом «Об охране озера Байкал» установлен особый правовой режим охраны уникальной экологической системы — Байкальской природной территории, которая является природным объектом всемирного наследия.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

охрана водный право водопользование

Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения и истощения ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. // СЗ РФ. 2002. №2..

При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов.

В главе 11 «Водного кодекса» четко указаны меры по охране водных объектов. К ним относятся:

  • — охрана водных объектов от загрязнения;
  • — охрана водных объектов от засорения;
  • — аварийное загрязнение водных объектов;
  • — охрана водных объектов от загрязнения и засорения из источников загрязнения, находящихся на суше;
  • — охрана водных объектов от загрязнения и засорения, вызываемых деятельностью на дне водных объектов;
  • — охрана водных объектов от загрязнения и засорения с судов и иных средств и сооружений, используемых на поверхности водных объектов;
  • — охрана ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников от загрязнения и засорения;
  • — охрана водосборных площадей водных объектов;
  • — охрана водных объектов от загрязнения ядохимикатами и другими химическими средствами;
  • — охрана водных объектов от загрязнения радиоактивными и токсичными веществами (материалами).

Новое экологическое законодательство устанавливает, что не допускается проектирование и строительство прямоточных систем производственного водоснабжения. На действующих предприятиях должна быть обеспечена нормативная очистка вод, сбрасываемых в водные объекты.

Законом строго запрещается использование чистых природных вод для разбавления сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Нарушение гражданами и юридическими лицами требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.

Водный кодекс определяет, что предельно допустимый уровень загрязнения водных объектов радиоактивными и токсичными веществами (материалами) устанавливается в величинах, обеспечивающих охрану здоровья человека настоящего и будущих поколений, а также сохранение водных и околоводных экосистем. Использование поверхностных водных объектов для захоронения радиоактивных и особо опасных токсичных веществ запрещается.

Водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками водоснабжения и местами нереста особо ценных видов рыб, относится к категории охраняемых и особо охраняемых территорий.

В целях охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных надобностей населения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ и субъектов Федерации.

Законодательством предусмотрено создание зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий на водных объектах.

Помимо указанных выше зон, в законодательстве предусмотрен режим особо охраняемых водных объектов — природных водных экосистем, имеющих особое экологическое, природоохранное, ресурсосберегающее, научное, культурное, эстетическое и реакционное значение. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих исполнительных органов государственной власти по представлению государственных органов регулирования использования и охраны водного фонда и государственных органов по охране окружающей среды.

Особо охраняемым водным объектам придается статус государственных заповедников, национальных и природных парков, государственных памятников природы, государственных заказников.

По особо охраняемым водным объектам федерального значения издаются специальные законы. Водные объекты объявляются международными заповедниками, международными, парками, водно-болотными угодьями международного значения, участками всемирного культурного и природного наследия в соответствии с международными договорами, а их правовой режим использования и охраны определяется международными договорами и законодательством РФ.

Основными принципами экономического регулирования использования и охраны водных объектов являются: платность водопользования; формирование платы за водопользование на уровне водосборного бассейна водного объекта; экономическая ответственность всех субъектов водных отношений за состояние водных объектов и рациональное использование водных ресурсов.

Субъектами экономической ответственности водных отношений являются предприятия, учреждения, организации и граждане, органы государственной власти, государственный орган управления использованием и охраной водного фонда, государственный орган управления фондом недр, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды.

Как и всеми природными ресурсами, пользование водными объектами является платным, за исключением случаев, которые указаны в законе. Система платежей при пользовании водными объектами включает плату за право пользования водными объектами и платежи на восстановление, и охрану водных объектов. Платежи при пользовании водными объектами осуществляют граждане и юридические лица РФ, иностранные граждане и юридические лица, имеющие лицензию на пользование водными объектами, независимо от форм собственности и хозяйственности.

Штрафные санкции установлены в водном законодательстве за сверхлимитное пользование водными объектами, невыполнение договорных условий и бассейновых соглашений. Они взимаются со всех водопользователей. Принципы определения ставок и их размеры устанавливаются правительствами республик в составе РФ, исполнительными органами государственной власти других субъектов РФ.

Штрафы в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» поступают в государственные внебюджетные экологические фонды и в республиканский бюджет РФ в долях, определяемых законодательством РФ.

Для того чтобы сохранить нормальное функционирование вод или вновь восстановить их свойства, требуется регулярное проведение мероприятий по охране вод, обеспечению должного состояния вод и водохозяйственных сооружений.

В этих целях в соответствии с законодательством могут устанавливаться водоохранные зоны (полосы), т. е. территории, на которых устанавливается специальный режим в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, а также их заиления. В пределах водоохраной зоны по берегам выделяется полоса строгого ограничения хозяйственной деятельности. На этой территории запрещается применение удобрений и ядохимикатов, сброс загрязненных сточных вод от промышленных предприятий и животноводческих ферм, свалка мусора, строительство новых и расширение старых предприятий и стоянка автотранспорта.

Основным требованием охраны вод является недопущение загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, древесины, химических, нефтяных и иных продуктов (особенно поверхности водосбросов, ледяного покрова водоемов и поверхности ледников), а также предотвращение загрязнения вод удобрениями и ядохимикатами.

Истощение водных ресурсов происходит в результате загрязнения и засорения водоемов, ухудшения условий обитания водных животных. Для уменьшения колебаний стока и т. п. устанавливаются водоохранные зоны лесов и прибрежные защитные полосы, в которых запрещается рубка главного пользования, разрешается рубка промежуточного пользования, а также проводятся лесомелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов в порядке, устанавливаемом законодательством.

Это интересно:  Аудитор при проведении проверки имеет право

Проводить эти мероприятия, а также обеспечить улучшение состояния вод и их режима должны предприятия, организации и учреждения, деятельность которых влияет на состояние вод, по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, местной администрацией, органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими заинтересованными органами или по предписанию уполномоченных на то государственных органов См.: Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением; незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» (СЗ РФ. 1994. №6. Ст. 604) и Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам» (СЗ РФ. 2000. №40. Ст. 3973)..

Охрану водных объектов осуществляют специальные государственные органы водного хозяйства с инспекциями по бассейнам основных рек (водоемов).

Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение, засорение вод или их вредное воздействие.

Водопользователи в установленном порядке обязаны проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод: наводнений, затоплений и подтоплений, разрушения берегов; заболачивания и засоления земель, эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других вредных влияний.

В целях охраны вод, обеспечения безопасности здоровья населения и благоприятных условий для санитарно-бытового водопользования устанавливаются гигиенические нормативы содержания вредных веществ в воде водоемов. ПДК вредного вещества в воде водоемов — это максимальная концентрация, которая не оказывает прямого или опосредованного влияния на состояние здоровья населения и последующих поколений, выявляемого современными методами и исследованиями, при ее воздействии на организм человека в течение всей жизни и не ухудшает гигиенические условия водопользования населения. ПДК служит критерием эффективности различных мероприятий по охране водоемов от загрязнения, а также стимулом прогресса в области промышленной технологии.

В целях охраны водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей, применяются рыбохозяйственные ПДК, т. е. достижение такой концентрации вредных веществ, при которой водоем остается практически чистым.

Нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов можно подразделить на тир группы:

  • — нарушение права государственной, муниципальной собственности и частной собственности граждан на водные объекты (купля-продажа, обмен водных объектов, дарение), переуступка права водопользования и другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право гос. собственности на водные объекты РФ, входящие в состав водного фонда, а также самовольный захват водных объектов и самовольное водопользование;
  • — загрязнение, заражение, засорение и истощение водных объектов как составных частей окружающей среды, непринятие мер по предотвращению вредного воздействия вод;
  • — нарушение порядка водопользования, установленного режима вод, учета водных объектов, состояния и эксплуатации водохозяйственных, гидротехнических и иных сооружений.

В соответствии с законодательством РФ граждане и юридические лица, виновные в совершении правонарушений в области водного законодательства несут административную или уголовную ответственность.

Новым КоАП РФ установлено, что физические лица иностранных государств и лица без гражданства, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях с физическими лицами РФ: по ст. 8.17 незаконная выдача лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе РФ; нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе РФ; нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе РФ; нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе РФ; по ст. 8.20 невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа РФ; незаконная передача минеральных и живых ресурсов континентального шельфа РФ Кодекс РФ об административных правонарушениях. М. 2002..

Органы рыбоохраны рассматривают дела об административных правонарушениях, за совершение нарушений правил рыболовства и охраны рыбных запасов, Федеральный орган по рыболовству рассматривает деда об административных правонарушениях, в части разведки и промысла живых ресурсов, в части незаконной передачи живых ресурсов, а налагать административные взыскания обязаны от имени федерального органа соответствующие должностные лица.

Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда в пределах их компетенции, установленной законодательством РФ.

Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда.

Как граждане, так и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам и их водоохранным зонам в результате нарушения водного законодательства, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при его отсутствии — по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Должностные лица и другие работники предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, по вине которых юридические лица понесли расходы, связанные с возмещением убытков, несут материальную ответственность в установленном порядке.

Как граждане, так и юридические лица вправе предъявлять исковые требования в суд о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства РФ. Аналогичные иски вправе предъявлять специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, государственный орган санитарно-эпидемиологического надзора.

Суммы возмещения ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, перечисляются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ в установленном порядке и расходуются на восстановление водных объектов.

Условия и порядок возмещения вреда, причиненного в результате нарушения водного законодательства РФ, регулируются законодательством РФ.

Сделки, связанные с нарушением водного законодательства РФ, являются недействительными.

В случае особо опасных нарушений правил рационального использования и охраны вод, признаваемых уголовными кодексами республик в составе РФ и правовыми актами других субъектов Федерации преступными, должностные лица органов по регулированию использования и охране вод обязаны направлять материалы о таких правонарушениях в следственные органы. Одним из таких правонарушений является загрязнение водоемов и водных источников неочищенными и необезвреженными сточными водами, отбросами или отходами промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, учреждений и организаций, причинившее или могущее причинить вред здоровью людей, либо сельскохозяйственному производству или рыбным запасам (ст. 257 УК РФ), либо причинившее существенный вред здоровью людей или сельскохозяйственному производству, или повлекшее массовую гибель рыбы Уголовный кодекс РФ. М, 2001..

Ответственность за действия, предусмотренные ст. 257 УК РФ, наступает в случаях, когда концентрация загрязняющих веществ в водоемах и водных источниках превышает установленные нормативы, в результате чего причинен или мог быть причинен вред здоровью людей, сельскохозяйственному производству, рыбным запасам, животному и растительному миру.

Законодательством предусмотрено, что за загрязнение водоемов, в частности, путем эксплуатации на предприятиях, коммунальных и других объектах неисправных очистных сооружений и устройств, отключения очистных сооружений и устройств на какой-либо срок, нарушения правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и других препаратов, могущих повлечь или повлекших загрязнение воды, административную и уголовную ответственность в предусмотренных законом случаях несут как должностные, так и иные виновные лица. Такие действия могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Согласно уголовному законодательству, преступными признаются также: незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами (ст. 256 УК РФ), лесосплав или взрывные работы с нарушением правил охраны рыбных запасов, нарушение правил водопользования; несоблюдение правил обращения с водой, отпущенной для полива, если это повлекло крупный ущерб или повреждение ирригационных сооружений и устройств; бесхозяйственное использование воды, предназначенной для полива сельскохозяйственных культур; умышленное уничтожение водохозяйственных объектов или ирригационных и осушительных сооружений.

Это интересно:  Правила пользования электрической энергией в днр

Уголовное, законодательство предусматривает ответственность за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами (ст. 250 УК РФ). Ответственность наступает за сам факт незаконного сброса в море в целях захоронения вредных веществ. Незаконный сброс вредных веществ как с целью их захоронения, так и без таковой, повлекший загрязнение морской среды, т. е. ухудшение физико-химических и биологических свойств морской воды свыше предельно допустимых норм, в зависимости от наступивших последствий влечет ответственность лиц по ст. 252 УК РФ.

Материальная ответственность наступает независимо от привлечения виновных к административной или уголовной ответственности. Водопользователи обязаны возместить убытки, причиненные нарушением водного законодательства. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда СССР №4 от 7 июля 1983 г., ущерб, причиненный сбросом неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод и других вредных веществ в водные объекты, определяется в соответствии с действующим водным законодательством.

Ущерб, причиненный рыбному хозяйству сбросом в водоемы сточных вод и других видов отходов, исчисляется в соответствии со специально разработанной методикой подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству.

В соответствии с новым водным законодательством, органам по регулированию использования и охраны водных объектов предоставлено право предъявлять иски к государственным объединениям, предприятиям, учреждениям, общественным организациям и к гражданам РФ, а также иностранным гражданам и юридическим лицам о возмещении убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства, и использовать эти средства на проведение мероприятий по охране водных объектов.

Правовая охрана вод

Водные ресурсы, как и водные объекты, их содержащие, подлежат охране от различных видов негативного воздействия. Одними из наиболее эффективных мер их охраны являются правовые меры, состоящие в установлении водным законо

дательством требований в области использования и охраны вод и механизмов обеспечения их соблюдения (мониторинг, контроль, меры юридической ответственности и др.).

Действующий ВК РФ предусматривает ряд таких требований, несоблюдение которых может повлечь неблагоприятные последствия для водопользователей в виде применения к ним мер юридической ответственности. Требования, предусмотренные ВК РФ, можно условно разделить на несколько – это требования, направленные на охрану:

  • – водных объектов (в том числе болот, а также ледников и снежников) от загрязнения и засорения (согласно которым запрещается захоронение в водных объектах отходов производства и потребления, ядерных материалов, радиоактивных веществ, сброс сточных вод, содержащих данные вещества, а также проведение на водных объектах работ, в результате которых осуществляется сброс в них радиоактивных и токсичных веществ);
  • – подземных водных объектов (согласно которым водопользователи, использующие водные объекты, обязаны принимать меры по предотвращению их загрязнения и засорения, а также истощения подземных вод и соблюдать нормативы допустимого воздействия);
  • – водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственных систем (согласно которым в ходе указанной деятельности должно учитываться их влияние на водные объекты и соблюдаться нормативы допустимого воздействия на них);
  • – водных объектов при проведении работ (согласно которым при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий должны учитываться экологические и градостроительные требования; при заборе воды водопользователи обязаны предотвращать попадание водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения);
  • – водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии (согласно которым водопользователи, использующие водные объекты в данных целях, должны соблюдать температурный режим водных объектов, учитывать интересы иных водопользователей и принимать меры к сохранению водных биологических ресурсов, объектов животного и растительного мира, соблюдать требования, направленные на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий).

Вместе с тем помимо закрепления специфических правовых требований, направленных на охрану водных объектов от различных видов негативного воздействия, действующий ВК РФ устанавливает также режим особой правовой охраны для некоторых природных объектов, непосредственно связанных с охраной вод.

К таким объектам относятся прежде всего специальные зоны – территории, обладающие особым правовым режимом и предназначенные для охраны водных объектов. Среди указанных зон следует выделить следующие.

1. Водоохранные зоны водных объектов – территории, примыкающие к береговой полосе водных объектов, на которых устанавливается особый режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее возможного негативного воздействия, а также в целях сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и иных объектов животного и растительного мира. В частности, в пределах водоохранных зон запрещено: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и иных вредных веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных), за исключением движения по дорогам и стоянок на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Ширина водоохранных зон, начинающихся от береговой линии, определяется действующим ВК РФ исходя из протяженности водотоков (рек и ручьев) от их истока: до 10 км – 50 м (совпадает с прибрежной защитной полосой), от 10 до 50 км – 100 м, более 50 км – 200 м, радиус водоохранной зоны устья – 50 м. Для водоемов (озер и водохранилищ) она составляет 50 м (кроме озер, расположенных внутри болота, или площадью менее 0,5 кв. км). Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

В состав водоохранных зон входят прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В частности, в их пределах запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, а также выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Ширина прибрежных защитных полос может достигать 30–40 м в зависимости от уклона берега водного объекта, 50 м для расположенных в пределах болот проточных или сточных озер и соответствующих водотоков и 200 м для водоемов, имеющих особое рыбохозяйственное значение.

  • 2. Зоны и округа санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, – территории, устанавливаемые в целях охраны от загрязнения, засорения и иных негативных воздействий водных объектов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, или водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы.
  • 3. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах – водные объекты и речные бассейны, объявленные таковыми, ввиду того что в результате техногенных и природных явлений в них происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного или растительного мира и иным объектам окружающей среды.
  • 4. Особо охраняемые водные объекты – водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые признаны таковыми в установленном законодательством порядке и режим которых определяется согласно законодательству об особо охраняемых природных территориях.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.su, vuzlit.ru, studme.org.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector