Правовые основы социальной защиты и материального обеспечения

Тема 3. Организационные, правовые и финансовые основы социальной защиты населения

3.2. Правовые основы социальной защиты

Правовые основы социальной защиты представляют собой взаимосвязанную систему нормативно-правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности учреждений в сфере социальной защиты и органов управления, их предназначение. Нормативными источниками социальной защиты являются нормативные акты и договоры, содержащие в себе нормы, определяющие порядок, условия и гарантии осуществления социальной защиты. В эту систему входят международные договоры России, Конвенции и Рекомендации международных организаций, Конституция Российской Федерации, конституции республик и уставы других субъектов, законы и подзаконные нормативные акты, коллективные договоры и соглашения, трудовые договоры (контракты).

Составной частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ). Федеральный закон о международных договорах устанавливает, что договоры, касающиеся прав и свобод граждан, подлежат обязательной ратификации (например, Соглашение о пенсионном обеспечении граждан государств-участников СНГ, договоры о выводе российского контингента из стран Балтии, предусматривающие гарантии социальной защиты военнослужащих и членов их семей, и т.д.). Среди нормативных актов международного права, прежде всего, следует назвать Конвенции и Рекомендации Международной Организации труда (например, Конвенция № 157 об обеспечении прав трудящихся с семейными обязанностями и др.).

Конституция в ст. 7 называет Россию социальным государством и закрепляет открытый перечень гарантий социальной защиты: «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты). Аналогичные нормы содержатся в Уставе Омской области: Омская область – социальное государственно-территориальное образование, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 4).

Кодифицированные законы как источники социальной зашиты – это, прежде всего, Трудовой Кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др. В числе федеральных законов можно назвать законы о трудовых пенсиях, о государственном пенсионном обеспечении, об основах социального обслуживания населения, о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, о ветеранах, о государственной социальной помощи и многие другие.

Среди подзаконных нормативных актов выделяются указы Президента (о мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров, о компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и др.), постановления Правительства (об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, о порядке финансирования социальных мероприятий и др.), приказы Министерства (о диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и т.д.

В качестве нормативных источников социальной защиты выступают также нормативные акты субъектов РФ, как законодательные, так и подзаконные. В частности, в Омской области приняты законы (Кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан, о звании «Ветеран Омской области» и др.); постановления Правительства Омской области (о порядке и условиях предоставления отдельных форм социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области, об утверждении государственных стандартов социального обслуживания на территории Омской области, об утверждении порядка назначения и выплаты государственной помощи и др.); указы Губернатора (об утверждении ежегодной премии Губернатора Омской области «Семья года» и др.).

Органы местного самоуправления принимают нормативные акты, устанавливающие порядок и условия предоставления адресной социальной помощи, деятельности муниципальных центров социального обслуживания и т.д.

В связи с развитием договорных методов регулирования социально-трудовых отношений большую группу источников составляют коллективные договоры и соглашения, а также индивидуальные трудовые договоры (контракты). Значительна роль в регулировании социальной защиты актов судебных органов, прежде всего постановлений Конституционного Суда.

В целом на сегодняшний день правовые основы социальной защиты населения достаточно сформированы, представляют собой объемную правовую базу, которая постоянно пополняется и изменяется.

23. Правовые основы социальной защиты населения.

24. Федеральные социальные программы: цели и задачи.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее — целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих разделов: характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа; основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей; перечень программных мероприятий; обоснование ресурсного обеспечения целевой программы; механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков; оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы: специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы); достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ».

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы. + примеры.

25. Система социального обслуживания населения в России.

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.

Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается наследующих подходах:

• помощь должна носить реинтегрирующий характер;

• при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

• социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

• получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

• механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов (см. табл. 18).

Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993 г.) 8 , выделяются следующие:

а) функция социальной помощи, которая включает:

— выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

— профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

— надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

— содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

— организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

— консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

— участие в подготовке молодежи к выбору профессии; —

— подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

— родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

—социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;

— медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

— предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

— распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;

— изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов. В этой связи предусматривается:

— участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

— формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.)

Правовые основы социальной защиты: основные понятия

Россия как социальное государство в качестве одной из важнейших целей в области социальной политики ставит цель защиты прав и интересов граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Что касается нормативных правовых актов, регулирующих социальное обслуживание и развитие, изданных на федеральном уровне, то их можно разделить на общесоциальные, которые направлены на оказание помощи и поддержки всему населению (например, Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»), и на адресные, направленные на защиту определенной социальной категории (например, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), а также (в зависимости от содержания норм) – на государственно-правовые, финансово-экономические и директивно-распорядительные.

В начальном периоде развития социальной работы в нашей стране почти одновременно были приняты три основополагающих закона, на которых базировалось социальное обслуживание и предоставление мер социальной поддержки. Это федеральные законы:

  • • от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
  • • от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • • от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Предстоит полный пересмотр закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в связи с принятием нашей страной новых обязательств, обусловленных присоединением к Конвенции о правах инвалидов. А два закона о социальном обслуживании подлежат отмене с 1 января 2015 г. в связи с принятием принципиально новой редакции федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Основное концептуальное нововведение, которое содержится в этом акте – регламентирование равных для всех поставщиков социальных услуг, независимо от организационных форм и форм собственности, механизмов участия в социальном обслуживании и обеспечения качества социальных услуг.

Это интересно:  Особенности финансово правовых норм

Закон указывает, что социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Социальные услуги гражданину предоставляются на основе признания его нуждающимся в социальном обслуживании в соответствии с разработанной на основе этой выявленной нуждаемости индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

Предусмотрено составление и ведение реестра поставщиков социальных услуг. Реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте РФ в целях обеспечения эффективного предоставления социальных услуг и расходования средств в системе социального обслуживания, а также осуществления контроля (надзора) в области социального обслуживания. Эти организации подвергаются единой процедуре проверки и оценки качества и эффективности деятельности (процессу рейтингования).

С индивидуальной программой гражданин может обратиться к любому поставщику социальных услуг. При этом, в случае, если человек имеет право на бесплатное социальное обслуживание, то поставщику, который его обслужил, будут компенсированы средства в соответствующем размере в рамках подушевого финансирования. Кроме того, гражданин может оплатить обслуживание из собственных средств.

Таким образом, нормы, зафиксированные в новом законе, стимулируют возможности развития рынка социальных услуг и конкуренции различных поставщиков на нем, что должно обеспечить гражданам социальное обслуживание посредством более широкого спектра услуг и более высокого качества.

Следует обратить внимание на два значимых нововведения, которые были внесены в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который предусматривает разработку и реализацию региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта РФ, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Это, во-первых, социальная доплата к пенсии – предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъектах РФ.

В свое время именно Москва была инициатором установления такой выплаты, при этом уровень душевых доходов, который служит основанием для назначения доплаты нетрудоспособным москвичам, стабильно превышает величину прожиточного минимума. При формулировании федеральной нормы определено, что более экономически развитые регионы, которые имеют величину прожиточного минимума выше федеральной и в которых право на доплату зависит от критерия выше прожиточного минимума, осуществляют эту доплату за счет бюджета субъекта РФ. Регионы с низкими экономическими показателями получают средства для этого за счет федерального бюджета. Таким образом, Москва вынуждена нести значительное бремя компенсации несовершенства действующей пенсионной системы: в Государственной программе «Социальная поддержка жителей города Москвы» на 2012–2016 гг. на эти цели предназначено израсходовать за 5 лет более 600 млрд руб.

Еще одним существенным изменением недавнего времени является введение такой технологии, как государственная социальная помощь с использованием социального контракта.

Социальный контракт – это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Программа социальной адаптации – разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Это механизм побуждения человека к нормализации его жизненных условий, к устранению вредных привычек, механизм побуждения к трудовой занятости: система социальной защиты предоставляет гражданину помощь, иногда весьма значительную – в виде денежной и вещевой помощи, услуг – а сам человек берет на себя обязательство нормализовать свою жизненную ситуацию, поступить на работу или приобрести иной устойчивый источник дохода (например, путем самозанятости). Таким образом, в структуре государственной социальной помощи более скромной становится доля прямой поддержки, предоставляемой лицам, действительно не способным по объективным причинам обеспечить себя самостоятельно, и расширяются инструменты поддержки, нацеленные на преодоление иждивенчества, активизацию средств самопомощи и самостоятельного преодоления трудной жизненной ситуации.

В перечень нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области социального обслуживания, помимо вышеперечисленных, входят:

  • • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • • Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • • Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»;
  • • Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • • Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • • Федеральный закон от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»;
  • • Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • • Закон РФ от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;
  • • Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;
  • • Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Помимо федеральных законов данная сфера регулируется актами Правительства РФ, в том числе постановлениями:

  • • от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;
  • • от 27.12.2000 № 1013 «О порядке выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений»;
  • • от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта РФ.

На уровне субъектов РФ разрабатываются различные целевые программы в области социального обслуживания, издаются региональные законы и подзаконные нормативные акты (например, Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы», в котором определяются виды и содержание социальных услуг, основания и порядок их оказания, закрепляются требования к территориальному перечню гарантированных услуг социального обслуживания, устанавливаются категории граждан, имеющих право на внеочередное бесплатное социальное обслуживание, а также порядок оказания услуг на условиях частичной или полной оплаты; закрепляется перечень лиц, имеющих право на социальное обслуживание. Кроме москвичей, к в него входят иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, бездомные граждане, а также лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством).

Рассмотрим теперь основные понятия в сфере социального обслуживания:

  • 1) социальное обслуживание граждан (далее – социальное обслуживание) – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
  • 2) социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания но оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
  • 3) получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
  • 4) поставщик социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
  • 5) стандарт социальной услуги – основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;
  • 6) профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, – система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании.

Для гражданина, признанного нуждающимся в социальном обслуживании, составляется Индивидуальная программа предоставления социальных услуг – документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также, если необходимо, мероприятия по социальному сопровождению.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг – обязательный характер.

Выделяют следующие виды социальных услуг:

  • 1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
  • 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
  • 3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
  • 4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
  • 5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
  • 6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  • 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
  • 8) срочные социальные услуги.

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем.

Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полу-стационарной форме, или в стационарной форме.

В Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» включена принципиально новая норма, сформулированная в ст. 22 «Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение)». Она заключается в том, что при необходимости гражданам оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Социальные услуги предоставляются бесплатно:

  • 1) несовершеннолетним детям;
  • 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме предоставляются бесплатно, если среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта РФ. Федеральный закон предлагает установить эту величину не ниже полутора прожиточных минимумов, по субъектам РФ дано право ввести иные, более благоприятные для граждан условия.

Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ, но не участвуют в выполнении государственного задания, такому поставщику выплачивается компенсация за счет средств подушевого финансирования социальных услуг.

Закон уходит от подробного перечисления тех категорий граждан, которым могут предоставляться услуги. В соответствии с его концепцией – право на социальное обслуживание имеет любой гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации. При этом перечень обстоятельств, определяющих трудную жизненную ситуацию, не является исчерпывающим. То есть регионам предоставлено право добавлять в него другие коллизии, которые, по мнению законодателей в данном субъекте Российской Федерации, объективно нарушают жизнедеятельность граждан.

Рядом законодательных актов предусмотрено предоставление определенным категориям граждан социальных услуг во внеочередном порядке. Так, согласно Федеральному закону «О ветеранах» первоочередное право на оказание социальных услуг имеют инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Кроме вышеперечисленных лиц, данное право есть у одиноких нетрудоспособных граждан, родителей и не вступивших в другой брак жен (мужей) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших или умерших при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей, граждан, подвергшихся радиационному воздействию в результате радиационных аварий, реабилитированных граждан и граждан, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Это интересно:  Как правильно оформить договор купли продажи квартиры

Однако базовый федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не предусматривает каких-либо льгот в определении очередности, и это, безусловно, является правовой проблемой.

Хотя логика, обусловленная необходимостью содействия гражданину в преодолении трудной жизненной ситуации, в законе сохранена, сам термин в тексте отсутствует. Вместо него регламентируются основания для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

При этом гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

  • 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • 2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • 3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • 4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • 5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • 6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • 7) отсутствие работы и средств к существованию;
  • 8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Правовые основы социальной защиты и материального обеспечения

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

В ХОДЕ РЕФОРМЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Правовое регулирование социальной защиты военнослужащих в условиях военной реформы.

2. Перспективы развития нормативно-правовой базы о правах и льготах военнослужащих в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации

Опыт военных реформ в нашей стране, других государствах свидетельствует, что государственная идеология военной реформы должна исходить из того, что жизнь военнослужащих — государственная ценность, их личные свободы — неприкосновенны, а их неизбежные ограничения и риск компенсируются дополнительными правами и льготами, престижностью военной службы.

Говоря о социальных аспектах военной реформы, следует подчеркнуть, что прежде всего необходимо обеспечить полную реализацию всех правовых норм о социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию “Порядок во власти — порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)” отмечено, что федеральное законодательство, определяющее права и льготы, которыми пользуются военнослужащие в соответствии с условиями контракта о прохождении военной службы, не выполняются в полном объеме. Поэтому не случайно повышение социального статуса военнослужащих, обеспечение их социальной защиты определено в качестве неотъемлемой составной части военной реформы.

1. Правовое регулирование социальной защиты военнослужащих в условиях военной реформы.

Министерством обороны Российской Федерации прилагаются большие усилия по созданию достойных условий для жизни и деятельности всех категорий военнослужащих и членов их семей, чтобы военная служба стала привлекательной и почетной. Одним из основных направлений этой деятельности является законодательное закрепление социальных льгот и гарантий и их последующее расширение с целью улучшения социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Основополагающим нормативным актом в этой сфере является Закон Российской Федерации “О статусе военнослужащих”, который устанавливает следующие правовые основы их социальной защиты:

— правовые основы защиты свободы, чести и достоинства военнослужащих;

— право на регламентированное служебное время и время для отдыха;

— право на денежное довольствие, дополнительные денежные выплаты;

— право на продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание;

— право на жилище;

— право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь;

— право на собственность, льготы по налогам;

— страховые гарантии военнослужащим;

— право на образование и права в области культуры;

— права при увольнении с военной службы и право на трудоустройство;

— основы социальной защиты членов семей военнослужащих;

— право военнослужащего на обжалование неправомерных действий.

Защита чести, свободы и достоинства военнослужащих (ст.5) определяется тем, что ее гарантирует государство. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на то законодательством. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия, нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением обязанностей военной службы, признаются отягчающими вину обстоятельствами при определении ответственности и назначении наказания.

Право на свободу передвижения и выбор места жительства (ст.6) реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременного прибытия к месту службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинских частей и в пределах гарнизонов, в которые они уволены из расположения воинских частей. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места службы, в том числе и с переводом в другую местность, по основаниям, устанавливаемым Положением о прохождении военной службы. При увольнении с военной службы они имеют право на выбор места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.

Право на труд (ст.10) реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

— занятие воинских должностей, перемещение и повышение по службе в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми результатами в службе на конкурсной основе;

— повышение профессиональной квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора.

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в и общий трудовой стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву — один месяц военной службы за два месяца работы.

Женам (мужьям) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж для назначения пенсии засчитывается время совместного проживания с мужьями (женами) в местах их службы, где отсутствовала возможность их трудоустройства. В этот же период женам (мужьям) военнослужащих по контракту выплачивается ежемесячное пособие.

Военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждения и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.

Право военнослужащих на отдых определяется статьей 11 Закона РФ “О статусе военнослужащих”. В соответствии с данной статьей общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством РФ о труде. В случае привлечения военнослужащих по контракту к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и невозможности компенсировать это отдыхом с другие дни недели, такое время суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных дней отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску.

Военнослужащим по призыву ежедневно, за исключением случаев, предусмотренных уставами, предоставляется не менее 8 часов для сна и 2 часов личного времени.

Военнослужащим по контракту ежегодно предоставляется основной отпуск следующей продолжительности:

— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет — 30 суток, 10 лет и более — 35 суток; 15 лет и более — 40 суток; 20 лет и более — 45 суток.

— военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один основной отпуск: для солдат — 30 суток, для сержантов — 35 суток.

Военнослужащим — участникам войны, а также проходящим службу в тяжелых, неблагоприятных климатических и экологических условиях, продолжительность основного отпуска увеличивается на 15 суток. При этом общая продолжительность основного отпуска не должна превышать 60 суток, не считая времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно.

Кроме того, закон предусматривает предоставление военнослужащим дополнительных отпусков: учебные, творческие, по болезни, по личным обстоятельствам.

Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по воинской должности и месячного оклада по воинскому званию. При этом оклады по первичным должностям солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинскому званию — менее половины должностных окладов.

Законом “О статусе военнослужащих” и изданными в его развитие подзаконными актами предусмотрены также надбавки и дополнительные денежные выплаты:

— единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части в размере трех окладов денежного содержания;

— ежегодная выплата материальной помощи: к отпуску, в случае тяжелого материального положения или личных (семейных) обстоятельств, а также в иных случаях в размере двух окладов месячного денежного содержания;

— выплата премии за личный вклад и достигнутые результаты в боевой подготовке, освоение специальных заданий командования и добросовестное исполнение служебных обязанностей в размере трех окладов денежного содержания в календарном году;

— ежемесячная надбавка за сложность и специальный режим службы в размере до 50% оклада по воинской должности, устанавливаемая командирами частей (начальниками учреждений);

— денежное вознаграждение за несение караульной службы за каждый суточный наряд в размере полевых денег, а за наряд по охране объектов только ночью в половинном размере установленной нормы полевых денег;

— дотация на лечение (единовременное пособие) в размере четырех установленных законом на день предоставления отпуска минимальных размеров оплаты труда при убытии в отпуск по болезни (на основании заключения военно-врачебной комиссии) для военнослужащих по призыву и курсантов;

— подъемное пособие, связанное с фактическим переездом из одного населенного пункта в другой к месту постоянной дислокации воинской части (подразделения) и изменением места жительства в размере двух окладов денежного содержания на самого военнослужащего и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего для постоянного проживания к новому месту службы;

— выплата в размере твердой ставки (суточные) за каждый день нахождения в пути на военнослужащего и на каждого члена его семьи по установленным для служебных командировок нормам, при переезде к новому месту службы или дислокации воинской части для постоянного проживания (службы);

— предоставление беспроцентной ссуды на первоначальное обзаведение на срок до трех лет в размере до двенадцати окладов денежного содержания в случаях:

в течение трех месяцев с момента назначения на воинскую должность после окончания военно-учебного заведения и получения первого офицерского звания;

в течение трех месяцев после назначения на воинскую должность при заключении первого контракта о прохождении военной службы на срок пять лет и более;

в течение трех месяцев с момента заключения первого брака;

— единовременное пособие при увольнении с военной службы при общей продолжительности военной службы в размере:

менее 10 лет — 5 окладов денежного содержания;

от 10 до 15 лет — 10 окладов денежного содержания;

от 15 до 20 лет — 15 окладов денежного содержания;

свыше 20 лет — 20 окладов денежного содержания;

— единовременное пособие при увольнении с военной службы по другим основаниям — в размере 40% указанных размеров;

— увеличение размера единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении с военной службы, на два оклада денежного содержания военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) Российской Федерации или бывшего СССР;

— ежемесячная процентная надбавка к окладу по воинской должности (должностному окладу, тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, — от 10 до 25% (в зависимости от степени секретности документов);

— ежегодная денежная компенсация на санаторно-курортное лечение независимо от приобретения путевки в размере 6 минимальных размеров оплаты труда на самого военнослужащего и в размере трех минимальных размеров оплаты труда (на момент убытия в отпуск) на жену (мужа) и каждого несовершеннолетнего ребенка.

Продовольственное обеспечение военнослужащих (статья 14) осуществляется в соответствии с положением о продовольственном обеспечении военнослужащих в одной из следующих форм:

— организация питания по месту военной службы;

— выдача продовольственного пайка;

— выплата денежной компенсации взамен продовольственного пайка.

Обеспечение военнослужащих вещевым имуществом (статья 14) осуществляется на основе Положения о вещевом обеспечении. Военнослужащие имеют право на получение взамен отдельных предметов вещевого имущества денежной компенсации.

Право на жилище (статья 15). Военнослужащим по контракту и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы жилые помещения по нормам и в порядке, предусмотренными жилищным законодательством. Военнослужащим по контракту на первые пять лет службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. При продолжении военной службы сверх пяти лет им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по их желанию предоставляется право на вступление в жилищные кооперативы либо на получение земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства. При невозможности предоставления жилых помещений по установленным нормам в трехмесячный срок, органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.

Это интересно:  Увольнение за нарушение правил внутреннего трудового распорядка

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, оплачивают всю занимаемую ими и проживающими вместе с ними членами их семей жилую площадь, коммунальные услуги, а также установку и пользование телефоном в размере 50%.

Военнослужащим, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, оказывается безвозмездная финансовая помощь для строительства (покупки) жилья:

— имеющим общую продолжительность военной службы от 10 до 25 лет — не менее 75% стоимости жилья или кредита банка;

— имеющим общую продолжительность военной службы от 25 лет и более — 100%.

Эта льгота сохраняется и за гражданами, уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь (статья 16). Военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях. В неотложных случаях медицинская помощь оказывается беспрепятственно и бесплатно в учреждениях здравоохранения. Члены семей офицеров, а также лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях. При амбулаторном лечении лекарства членам семей отпускаются за плату по розничным ценам, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством плата не взимается.

Законом РФ “О статусе военнослужащих” предусмотрен также ряд других льгот для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

Законодательство о социальной защите военнослужащих находится в постоянном развитии. Достаточно только сказать, что с 1993 по 1995 год было принято более 50 нормативных актов в этой области: 19 федеральных законов, 3 постановления Парламента, свыше 20 указов Президента Российской Федерации и 75 постановлений Правительства РФ, а также большое количество ведомственных нормативных актов. Федеральными законами внесены изменения и дополнения в законы: “О статусе военнослужащих”, “О воинской обязанности и военной службе”, “Об обороне”, “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей”, “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах”, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” и другие.

Указом Президента РФ от 12 июня 1996 года № 861 установлены размеры и порядок выплаты компенсаций семьям военнослужащих, пропавших без вести при выполнении задач в Чеченской Республике.

Новые условия, в которые вступают Вооруженные Силы Российской Федерации в связи с начавшимся процессом их реформирования, требуют новых подходов к решению задач социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Об этом пойдет речь во втором вопросе.

2. Перспективы развития нормативно-правовой базы о правах и льготах военнослужащих в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации

Меры, предусмотренные Перечнем, призваны обеспечить на среднесрочную перспективу координацию действий органов государственной власти и управления по разработке предложений, направленных на решение наиболее острых социальных проблем военнослужащих и членов их семей. Особенностью данного Перечня является то, что он направлен прежде всего на усиление адресной социальной поддержки категорий военнослужащих, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К таким категориям Перечень относит: военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах; ветеранов боевых действий на территориях других государств; ветеранов военной службы; ветеранов подразделений особого риска; граждан, уволенных с военной службы без права на пенсию; членов семей погибших (умерших) военнослужащих.

Перечень состоит из разделов:

— меры по повышению престижности военной службы и подготовки к ней молодежи;

— медицинское обслуживание военнослужащих, ветеранов боевых действий и военной службы;

— жилищное обеспечение военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы;

— обеспечение занятости и переподготовки граждан, уволенных с военной службы, на гражданские специальности;

— социальное обслуживание и медико-социальная реабилитация ветеранов боевых действий, военной службы, инвалидов военной травмы, ветеранов подразделений особого риска.

22 сентября 1997 года решением Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в указанный Перечень внесены дополнения, касающиеся усиления социальной защищенности военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в связи с военной реформой.

Вопросы, касающиеся решения вопросов социальной защиты военнослужащих, содержатся практически во всех нормативно-правовых актах, принятых в последнее время по проблемам реформирования Вооруженных Сил.

Прежде всего следует назвать Указ Президента РФ от 16 июля 1997 года № 725с “О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры”.

Вопросам социальной защиты военнослужащих в условиях проведения военной реформы в данном Указе уделено особое внимание. Правительству Российской Федерации предписано разработать и представить в установленном порядке предложения по обеспечению целевого финансирования сокращения Вооруженных Сил РФ с учетом проведения мероприятий по социальной защите увольняемых с военной службы военнослужащих. Установлено, что средства, получаемые от приватизации организаций, выводимых из состава Вооруженных Сил, и недвижимого имущества, от реализации высвобождаемых, неиспользуемых и списанных вооружения, военной техники и имущества Вооруженных Сил РФ, продуктов утилизации вооружения и военной техники, а также от использования имущества Вооруженных Сил и оказания ими услуг на договорной основе, переводятся на специальный счет Министерства обороны РФ и используются для финансирования мероприятий, направленных на обеспечение социальной защиты увольняемых с военной службы военнослужащих (в том числе на приобретение для них жилья) и других мероприятий, связанных с реформированием Вооруженных Сил. В Российской Федерации имеется положительный опыт в решении этой проблемы: за последние 4 года за счет реализации высвобождаемого имущества обеспечено жильем 10,2 тысяч военнослужащих.

Указами Президента Российской Федерации о реформировании строительных, ремонтных и других хозрасчетных предприятий Министерства обороны РФ (Указ от 8 июля 1997 года № 692 “О реформировании государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил Российской Федерации”; Указ от 16 июля 1997 года № 726 “О Федеральном дорожно-строительном управлении при Федеральной дорожной службе России”; Указ от 16 июля 1997 года № 727 “О совершенствовании управления специальным строительством в Российской Федерации”; Указ от 23 июля 1997 года № 775 “Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли”) предусмотрено увольнение значительного числа военнослужащих и гражданского персонала данных предприятий. В связи с этим, указами предусмотрены меры их социальной защиты: на них распространены льготы, предоставляемые работникам при приватизации государственных унитарных предприятий, установленные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 года № 1535, в соответствии с которым предусматривается:

-передача работникам приватизируемых предприятий единовременно и безвозмездно именных акций, составляющих 25% от уставного капитала, на сумму не более 20-кратного минимального размера оплаты труда на одного работника;

— продажа акций по закрытой подписке со скидкой на 30% от их стоимости с предоставлением рассрочки до 3 месяцев при первоначальном взносе не менее 50% стоимости обыкновенных акций, составляющих до 10% уставного капитала, но на сумму не более 6-кратного минимального размера оплаты труда на одного работника.

В настоящее время идет активная работа по подготовке нормативных актов по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих, направленных на приведения окладов денежного довольствия в соответствие с пунктом 2 статьи 12 Закона РФ “О статусе военнослужащих”, согласно которому оклады по первичным воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов. Исходя из этого, планируется до 2001 года повысить денежное содержание военнослужащих в 2 раза, а к 2005 году — в 2,5 раза.

Другая не менее болезненная проблема, требующая своего разрешения в ходе военной реформы — обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, жильем. На 1 сентября 1997 года в Вооруженных Силах числилось более 87 тысяч бесквартирных военнослужащих. Принимавшиеся в последние годы жилищные программы вследствие недофинансирования не выполняются. В этих условиях руководство Министерства обороны принимает меры к изысканию новых, нетрадиционных подходов к решению этой проблемы. Эти меры предусматривают:

— внедрение сертификатной жилищной программы для военнослужащих и граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков;

— переход к обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями на время прохождения военной службы и накоплению средств на их личных счетах, позволяющих приобрести постоянное жилье при увольнении в запас или отставку.

Важным нормативным актом в этой сфере является Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 “О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан”.

Указом установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, является выпуск и погашение жилищных сертификатов. Погашение государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на жилищное строительство федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и на финансирование федеральных целевых программ жилищного строительства.

Правительству Российской Федерации дано поручение утвердить порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

Суть накопительной жилищной программы, согласно подготовленным Министерством обороны проектам нормативных актов по данному вопросу, заключается в постепенном накоплении средств на личных лицевых жилищных счетах военнослужащих в период прохождения ими военной службы и проживания в служебных жилых помещениях. Это позволит им после 15 лет непрерывной службы приобрести квартиру по избранному после увольнения с военной службы месту жительства.

На решение жилищной проблемы направлены также другие проекты, подготовленные в Министерстве обороны РФ:

— проект постановления Правительства РФ, утверждающий Положение о фонде служебных жилых помещений и порядке обеспечения служебными жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации. Он определяет основные принципы формирования такого фонда, порядок предоставления служебных жилых помещений, их содержания, пользования ими и освобождения;

— проект типового договора найма военнослужащими служебных жилых помещений;

— предложения по внедрению компьютерной системы персонального учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилья и в улучшении жилищных условий. Реализация указанных мер будет способствовать постепенному снижению остроты в решении самой наболевшей социальной проблемы в армии и на флоте — обеспечении военнослужащих и членов их семей жильем.

В ходе осуществления военной реформы, как уже отмечалось выше, произойдет значительное сокращение численности Вооруженных Сил. Это делает особенно актуальной проблему переподготовки на гражданские профессии и трудоустройство граждан, уволенных с военной службы.

В нашей стране имеется достаточно большой опыт решения данной проблемы. В ходе сокращения Вооруженных Сил после 1991 года создана система переподготовки, профессиональной ориентации и трудоустройства увольняемых с военной службы военнослужащих и членов их семей. Создана и нормативно-правовая база для решения этой задачи. В соответствии с данными нормативно-правовыми актами переподготовка военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется по следующим программным направлениям:

— выполнение Программы переподготовки кадров в условиях широкомасштабного сокращения Вооруженных Сил и конверсии военного производства в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1081. В ходе ее выполнения созданы 13 учебных центров, в которых прошли переподготовку более 2 тыс. человек;

— деятельность Всероссийского центра переподготовки офицеров запаса. По состоянию на 1.08.97 в его системе функционируют 29 региональных учебных центров с охватом 43 военных городков в 29 краях и областях России. По состоянию на июнь 1997 года в данной системе прошли переподготовку более 20 тыс. человек. До конца 1997 года планируется образовать в крупных городах дополнительно 5 учебных центров и 15 филиалов в отдаленных военных городках. При ВЦПО создан и функционирует Центр развития и поддержки малого предпринимательства офицеров запаса. При поддержке местной администрации уже создано более 200 таких предприятий;

— функционирование 69 учебных центров профессионального обучения Государственной службы занятости РФ. Правительство РФ в своем Постановлении от 2 февраля 1996 года № 94 (пролонгировано до 2000 года Постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 № 65) предоставило право Государственной службе занятости РФ направлять для профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и оплачивать за счет средств Государственного фонда занятости стоимость обучения граждан в возрасте до 45 лет, уволенных с военной службы;

— создание негосударственных учебных центров. Сегодня действуют около 60 таких учебных заведений.

Реализация указанных нормативно-правовых актов позволит решить проблему переподготовки и трудоустройства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в связи с сокращением Вооруженных Сил.

Литература

1. Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. М., 1995.

2. Социальная защита военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (Сборник нормативно-правовых актов). — М., 1995.

3. Льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, приравненных к ним лиц и членов их семей. Справочник. — М., 1997.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studme.org, armyrus.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector