Сущность и функции права

Курсовая работа — пример

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие и сущность права 5
1.1.Понятие права и его место в системе социальных регуляторов общественных отношений 5
1.2. Сущность права 11
Глава 2 Понятие функций права и общая теоретико-правовая их характеристика 14
2.1.Понятие функций права 14
2.2. Общая характеристика основных функций права 18
Заключение 25
Литература и нормативный материал 27

Введение

Категории «сущность права» и «функции права» являются одними из центральных в теории права. Особую актуальность данная тема приобрела после перехода нашего государства на демократический путь развития, в период построения системы права на основах приоритета прав и свобод человека и гражданина, разделения властей, признания частной собственности и других основах демократического правового государства.
Право является важнейшим регулятором общественных отношений, воплощенное в правовых нормах, оно служит основой жизнедеятельности общества и государства. Определяя приоритеты его развития, функции, выполняемые им на определенном этапе развития общества, законодательство и правовая наука показывает не только его значимость, но и приоритеты развития общества и государства, отношение к человеку, его месту в государства.
Функциональное значение права связано с авторитетом, который за ними признается и благодаря которому оно применяются в повседневной жизни в сфере правоприменения и законотворчества.
Долгое время вопрос о сущности права и его функциях в нашей стране имел во многом идеологическое значение, что затрудняло его понимание и осмысление.
Сегодня, когда в нашем законодательстве происходят значительные изменения, для построения стройной, непротиворечивой системы актуальность данной темы значительно возросла.
Степень исследованности. Сущность и функции права всегда находились и ныне находятся в центре внимания гуманитарных (особенно юридической) наук. Как в дореволюционный так и в советский период времени данным вопросам было освящено много работ. Данной теме уделяли внимание такие видные исследователи как С.С.Алексеев, О.С.Иоффе, М. И. Байтин, В. В. Лазарев и другие. Отраслевые исследования проводили В.Н. Кудрявцев, А. И. Рарог и другие. Понятию, сущности права посвящено значительное число крупных и глубоких работ как в общей теории права, так и в отраслевых правовых науках.
Сегодня данная тема не потеряла своей актуальности, среди авторов, чьи работы увидели свет в последние годы можно отметить Е.В. Вавилина, Н.А. Пянзину, А.С. Сидоркина и многих других. Современные авторы продолжают исследовать сущность права, рассматривают общие и отраслевые функции, выделяют особенности их проявления в современном законодательстве.
Объектом исследования являются сущность и функции права, их проявление в современном законодательстве.
Предмет исследования составили доктринальные взгляды по теме, совокупность правовых норм.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия сущности и функций права.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие права, его признаки
— рассмотреть категорию сущность права
— определить что представляют собой функции права
— дать общую характеристику основных правовых функций
Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения.

Список использованных источников

1.»Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)
2.»Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014)
3.»Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014)

Сущность и функции права

1. Понятие, признаки и сущность права

Право — явление сложное, многогранное, имеющее бога­тое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в об­щесоциальном смысле (моральное право, политическое право, право народов и т. п.); во-вторых, право в специально-юридиче­ском, как инструмент, связанный с государством.

Однако и в этом, более узком понимании право разделяют на объективное и субъективное.

Право в объективном смысле — это система общеобяза­тельных, формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовую волю (конкретные интере­сы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечивае­мых государством и направленных на урегулирование общест­венных отношений. Объективное право — это законодательст­во, юридические обычаи, юридические прецеденты и норма­тивные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выра­женные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем следует помнить, что не государство создает и предоставляет личности права; она их имеет от рождения, и обязанность государства — признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное ко­ренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле налич­ных прав участников общественных отношений.

Признаки объективного права:

1) волевой характер;

4) формальная определенность;

6) связь с государством.

Наиболее значимым признаком права, включенным в оп­ределение данного понятия, выступает его тесная связь с госу­дарством, которая выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспе­чивает его исполнение, в том числе и с помощью государствен­ного принуждения (для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмот­рения споров, наказания виновных и т. п.);

2) право, будучи нормативным выражением государствен­ной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах (согласно этому право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации разносторонней управ­ленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций);

3) право выступает в качестве особого социального регуля­тора, критерия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регу­лятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (фор­мальная сторона);

2) то, чьи интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона).

Выделим следующие подходы к сущности права: классовый, в рамках которого право определяется как сис­тема гарантированных государством юридических норм, выра­жающих возведенную в закон государственную волю экономи­чески господствующего класса (здесь право используется в уз­ких целях как средство для обеспечения главным образом ин­тересов господствующего класса);

общесоциальный, в рамках которого право рассматривает­ся как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право ис­пользуется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономи­ческой свободы, демократии и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиоз­ный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, нацио­нальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных догово­рах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сво­дится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права исходя из исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

2. Основные концепции правопоыимания.

Естественно-правовая теория

Логически наиболее завершена в период буржуазных ре­волюций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Ради­щев и другие.

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное»
право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность есте­ственных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляется право и мораль (по мнению представи­телей данной теории, такие абстрактные нравственные ценно­сти, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменитель­ный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательст­ве, а в самой «человеческой природе», права приобретаются от рождения либо от бога.

это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более сво­бодный строй;

в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, т. е. безнравственными, что они должны приводиться в соответ­ствие с такими общечеловеческими ценностями, как справед­ливость, свобода, равенство и т. п.;

провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола чи—новников и государственных структур.

такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и про­тивозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть неодинаковым у различ­ных людей, весьма непросто;

такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием (которое действительно может быть разным).

Историческая школа права

Логически наиболее .завершена в конце XVIII — начале XIX вв. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и другие. Основные идеи:

1) право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указа­нию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право — это прежде всего правовые обычаи (историче­ски сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юри­дические последствия). Законы же производив: от права обыч­ного, которое произрастает из недр «национального духа», глу­бин «народного сознания» и т. д.;

Это интересно:  Избирательные правоотношения характеризуются тем что

3) представители этой теории, которая возникла во време­на феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие его «есте­ственные» права.

впервые обращено серьезное внимание на культурно-исто­рические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных норм поведения.

данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология отживающего феодального строя;

ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядо­чением рыночных отношений.

Нормативистская теория права

Логически знаиболее завершена в XX в. Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и другие.

1) исходным, в частности для концепции Кельзена, являет­ся представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», приня­тая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере долж­ного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логич­ности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администра­ции, которые тоже включаются в понятие права и тоже долж­ны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

верно подчеркивается такое определяющее свойство пра­ва, как нормативность, и убедительно доказывается необходи­мость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегча­ет возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам зна­комиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

слишком сильный уклон к формальной стороне права по­влек игнорирование его содержательной стороны (прав лично­сти, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). От­сюда представители данной теории недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными фак­торами, т, е, излишне «очищают» от них право;

признавая тот факт, что основную норму принимает зако­нодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установ­лении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и одно­значно произвольными.

Марксистская теория права

Логически наиболее завершена в XIX—XX вв. Представи­тели: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

1) право понимается как возведенная в закон воля господ­ствующего класса, т. е. как классовое явление;

2> содержание выраженной в праве классовой воли в ко­нечном счете определяется характером материальных произ­водственных отношений, носителями которых выступают клас­сы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой социальное явление, в кото­ром классовая воля получает государственно-нормативное вы­ражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

в связи с тем, что право понимается как закон (т. е. как формально определенный нормативный акт), четко выделены критерии правомерного и противоправного;

показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб об­щечеловеческим, жизнь права ограничена историческими рам­ками классового общества;

право слишком жестко связано с материальными фактора­ми, с экономическим детерминизмом.

Психологическая теория права

Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и другие. Основные идеи:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие об­щества, в том числе его мораль, право, государство:

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические за­кономерности — правовые эмоции людей, которые носят импе­ративно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой чув­ства правомочия чего-то (атрибутивная норма) и обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида — эмо­ции позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, вы­ступает подлинным регулятором поведения и поэтому должнорассматриваться как «действительное» право. Так, разновидно­стью переживаний интуитивного права считаются пережива­ния по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т. п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т. д.

обращено внимание на психологические процессы, которые также реальны, как экономические, политические и пр. Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру инди­вида;

повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

источник прав человека здесь «выводится» не из законода­тельства, а из психики самого человека.

слишком сильный крен в сторону психологических факто­ров в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т. п.), от которых тоже зависит природа права:

в связи с тем, что «подлинное» право (интуитивное) прак­тически оторвано от государства и не имеет формально опреде­ленного характера, отсутствуют четкие критерии правомерно­го и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права

Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и другие. Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя и не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в есте­ственных правах и не в законах, а в реализации последних. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего;

2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — это реальное поведение субъектов пра­воотношений — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права; формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

такое понимание ориентирует на практическую реализа­цию права;

совершенно обоснованно отмечается приоритет обществен­ных отношений, как содержания, над правовой формой;

теория хорошо согласуется с ограничением государствен­ного вмешательства в экономику, с децентрализацией управле­ния.

если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

в силу переноса центра тяжести правотворческой деятель­ности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечис­топлотных должностных лиц.

Сущность права

Сущность права — это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Регулятивная природа права определяется тем, что оно отличается волевым характером. В истории правовой мысли. это обстоятельство подмечено уже давно. Так, уже Гуго Греции отмечал, что «право имеет своим источником волю». Эта конструктивная мысль поддерживается и в современной юридической литературе.

Если учесть, что в понимании психологов воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, проявляющаяся в действиях, то можно заключить, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить социально-психологический механизм действия права. Принципиально важным в этой связи является уяснение того, чья воля находит выражение в праве, интересы каких социальных групп и слоев населения оно защищает. Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально-культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности.

При анализе этого положения наблюдаются существенные расхождения в правовых учениях прошлого и современных теориях. Так, Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Для марксизма характерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса. В современной западной юридической литературе обоснована мысль о том, что «право есть свободное выражение воли индивидов». Менее заметным для правоведов, а между тем весьма примечательным по своему значению является высказанное уже в работах Ж.-Ж. Руссо суждение о том, что право заключает в себе общую волю. Категория «общая воля», следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, ее интересами и потребностями. Надо лишь уточнить, что общая воля не есть механическое сложение индивидуальных воль. Общая воля есть результат их (индивидуальных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса различных специфических интересов.

Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования. Для понимания природы права принципиально важно иметь в виду следующее:

  • 1) в форме идей, представлений;
  • 2) юридических предписаний (велений или установлений), исходящих от государства,
  • 3) действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания права.

В теоретической юриспруденции с давних пор ведутся споры о том, что следует признавать важнейшим элементом права — идеи, нормы или действия (отношения).

Итак, сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля, как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Это интересно:  В каком случае неправильно установлен вид суждения

Источники права

Источники права — внешние формы выражения правотворческой деятельности государства. Следует отметить, что указы президента о присвоении различных почетных званий деятелям науки, искусства не являются источниками права.

Источник права — совокупность (система) правовых актов, содержащих соответствующие нормы.

Одним из древнейших источников права является обычай — многократно повторяющееся поведение в обществе, он складывается исторически. Но сам обычай становится правовым обычаем в случае санкционирования и использования судом.

Другой источник права судебный или административный прецедент. Судебный прецедент — решение, вынесенное судом по конкретному делу, обоснование которого считается правилом, обязательным для других судов при решении аналогичных дел. Он может базироваться на обычае или деловом обыкновении или целесообразности.

Следующим источником права можно назвать нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется государством. У нас наибольшей юридической силой обладает международный договор, а также нормативно-правовой акт (самый распространенный) — юридические нормы установленные государством и зафиксированные в письменной форме, например — закон, нередко термин «закон» истолковывается широко: под ним подразумевают совокупность всех правовых актов, в уголовно — процессуальном праве закон — это принимаемый высшим представительным (законодательным) органом акт, содержащий правовые нормы, предназначенные для регламентации деятельности, осуществляемой в связи с производством по уголовным делам.

Источники права классифицируются:

ь по юридической важности (законы, подзаконные акты)

ь по органам, принимающим нормативный акт (подзаконные, исполнительные)

ь по форме акта (закон, указ, постановление, рекомендация)

ь по схеме действия (общефедеральные, республиканские, отраслевые, ведомственные)

Все эти источники различаются по юридической силе, которая определяется, каким органом издана. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ: Конституция имеет высшую юридическую силу, на территории России нормы конституции являются нормами прямого действия, применяются на всей территории РФ. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить конституции. На втором месте по юридической силе стоит конституционный закон. На третьем — текущее законодательство.

Таким образом, источники права — это факторы, на основе которых формируется право, и осуществляется правовое регулирование отношений.

Функции права

Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

Соответственно этому можно отметить следующие особенности функции права:

  • 1. Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе. Функции — это «свечение» сущности права в общественных отношениях.
  • 2. Функции права — это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.
  • 3. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.
  • 4. Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие. Еще Гёте говорил: «Функция — это существование, мыслимое нами в действительности».
  • 5. Постоянство, как необходимый признак функции, характеризует непрерывность, длительность ее действия.

Классификация функций права

В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

  • 1) Внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную)
  • 2) Внутренние, вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае выделяют регулятивную и охранительную функции права, как основные.

Регулятивная и охранительная функции — это имманентные праву функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.

Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор 11 ` 2 Основы права, под ред. В.И. Шкатулла, М, Academ A, 1997. Регулятивная функция права воплощена в Конституции РФ. В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

  • — Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированные те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском нраве).
  • — Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни. Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем процессе, осуществляемом правовой системой.

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:

  • · определение посредством норм права праводееспособности правосубъектности) граждан;
  • · закрепление и изменение правового статуса граждан;
  • · определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;
  • · установление правового статуса юридических лиц;
  • · определение (предусмотрение) юридических фактов, направлено на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
  • · установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);

Определение оптимального типа правового регулирования общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Охранительная функция воплощена в УК РФ. Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них — это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права — охраняется определенное общественное отношение. Специфика охранительной функции состоит в следующем:

Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Способ охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.

Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение правоохранительной деятельности государства сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, то есть обеспечить соблюдение режима законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных, защитой прав граждан.

Таким образом, если охранительная функция права — это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства, во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права; во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора — государства.

Обе эти функции, но каждая по своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.

А так же и другие немаловажные функции права:

Политическая функция — право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

Воспитательная функция — формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

Теоретическая функция — выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

Методологическая функция — оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права.

Идеологическая функция — воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.

Есть еще одна точка зрения на функции права. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.

Другая функция — урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая — перераспределение между людьми товаров и услуг. Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека 11 Введение в американское право, Л. Фридмэн, М., 1992.

Таким образом, право — это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства.

Это интересно:  В праве или вправе как правильно

ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ПРАВА

Сущность функций права

Понятие «функций права» не смотря на почти вековой опыт так и не получило единого взгляда. На сегодняшний день по-прежнему существует множество мнений, однако после анализа можно выделить данное понятие как социальное назначение и как воздействие на правовые отношения, но существует теория где объединяются данные мнения.

Бошно С.В. автор учебного пособия раскрыл сущность функции права как представление собой направления воздействия права на поведение людей путем нормативного закрепления и охраны предпосылок социально значимой деятельности субъектов.

Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения. В международных и внутренних делах государств не только не уменьшается значение права, а значительно возрастает, не говоря уже о его значении для обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Во-первых, данная проблема является исходной, центральной в учении о праве, ее глубокое познание во многом предопределяет дальнейшее познание других вопросов теории права, а во-вторых, даже ранее известное науке подвергается непрерывным изменениям в связи с ростом знания, прогрессом общественного развития в целом. К. Маркс отмечал, что «категории так же мало являются вечными, как и те отношения, выражением которых они являются». Не случайно во многих областях современной науки происходят острые дискуссии, касающиеся не только новых, но и давно сложившихся областей знания. Вполне естественно продолжающееся выяснение юридической наукой сущности права, поскольку она непрерывно изменяется и обогащается.

Функция права — проявление его имманентных, специфических свойств. В функции аккумулируются такие свойства, признаки права, которые характеризуют его качественную самостоятельность как социального феномена. Необходимость возникновения данного понятия обусловлена тем обстоятельством, что развитие общей теории права, а также и отдельных отраслей юридической науки, раскрывает новые стороны, связи и отношения между общественными отношениями и правом, которые уже не могут быть объяснены существующими в юридической науке понятиями.

Термин «функция» очень многозначен. Он приложим ко всем без исключения динамическим структурам. Это обусловлено многогранностью выражаемых им отношений, а так же спецификой познавательных задач тех наук, в которых пользовался этот термин. Но так или иначе в большинстве случаев с функцией связывается направленное, избирательное воздействие системы на определенные стороны внешней среды.

Наиболее близкое к понятию функция права — функция государства так же рассматривается как основное направление его деятельности.

При анализе любых явлений природы или общества прежде всего возникает вопрос, что представляет собой данное явление в целом, а потом уже исследуются его отдельные стороны, особенности, характер, специфика развития и т.п. Поэтому прежде чем приступить к исследованию отдельных функций права нужно дать общее определение функций права. А что бы оно было применимо к другим функциям права необходимо включить в него все главное, основное, самое существенное.

В то же время следует иметь в виду, что общее определение отражает отдельную функцию не во всей ее полноте, оно охватывает лишь ее основные качества. Поэтому нельзя преувеличивать возможности общего определения оно не может быть безграничным.

Данное требование не учитывает В.Г. Смирнов, считающий, что понятие «функции права» синтезирует задачи и способы регулирования общественных отношений, определяет в единстве цели и методы регулирования. Но поскольку, задачи и методы правового регулирования не могут быть понятны без уяснения структуры и содержания предмета, на который воздействует право, поскольку понятие функции права фактически отражает в совокупности предмет, задачи и метод регулирования. Понятие функции права, предложенное В.Г, Смирновым, чрезмерно усложнено. В него включаются и цель, и методы, и предмет регулирования, то есть предлагается очень широкий подход, при котором не трудно упустить качественную особенность, специфику рассматриваемого понятия, — это, во-первых. А во-вторых, — есть ли смысл включать в понятие функции права задачи, предмет и метод правового регулирования? Ведь это самостоятельные правовые феномены, имеющие собственное назначение, занимающие строго определенное место в системе категорий общей теории права. Одно дело их взаимосвязь с функциями права и другое их поглощение, как это усматривается из позиции В.Г. Смирнова. Представляется, что включение предмета и метода в качестве структурных элементов функции права приведет к неоправданному усложнению рассматриваемой категории и приблизит нас к ее пониманию, поскольку получается, что функция права — это нечто составленное из нескольких правовых понятий, а не самостоятельная правовая категория.

На неоправданно разноплановый подход В.Г. Смирнова к определению функции права обращает внимание профессор В.Д. Филимонов. Он правильно пишет, что не следует во внутренней структуре функций права объединять разноплановые элементы — задачи правового регулирования и метод правового регулирования.

Кроме того, если связывать функции права только с правовым регулированием, то это невольно исключает их взаимосвязь с правовым воздействием, которое является одним из решающих компонентов функции права.

Более правильными являются высказывания тех философов, которые считают, что рассмотрение функционирования в отрыве от субстрата, на основе которого оно осуществляется, не может быть беспредельным.

Именно понимание функции как определенного направления, а не регулирования, дает возможность выделять у права, например, идеологическую функцию. Вот почему позиция В.Г. Смирнова не может быть использована для формулирования понятия функции права и установление ее содержания.

Ю.А. Емельянов считает, что под функцией права следует понимать его основное назначение в жизни общества, его роль в регулировании общественных отношений, активное, упорядоченное и строго целенаправленное воздействие на них. То есть он функции фактически отожествляет с ролью права в общественной жизни. Понятие функции права с ролью права в обществе связывает В.Д. Филимонов, считающий, что функция права — это социальная роль, которую оно выполняет в организации, упорядочении, общественных отношений, определяемая направленностью и методом их правового регулирования. С ролью права связывают понимание функций и другие авторы. Так Ю.Г. Ткаченко под функциями права понимают конкретную роль, действие, права по организации общественных отношений. Но «функция права» и «роль права» несовпадающие понятия.

Проблема функций права рассматривалась и в учебной литературе. Удачно, раскрыто содержание понятия «функция права» в учебнике «Теория государства и права» под редакцией А.И. Денисова. «Понятие функции социалистического права, — говорится в учебнике, — раскрывает назначение его в определенной сфере общественных отношений, показывает направление воздействия права и тем самым конкретизирует характеристику его роли». Но к сожалению, итоговое определение функции права, данное в учебнике, не отразила всех этих существенных моментов, свойственных функции права. Авторы определили функцию только как «назначение права для определенного вида общественных отношений».

Дать описание определенных черт функции права пытался Б.В. Щетинин. В зависимости от характера правового воздействия государственно-правовых норм на общественные отношения социальная функция государственного права, как и права вообще, проявляется в закрепление соответствующих социалистическому праву норм, в использовании их для регулирования полезных обществу отношений и воспитание советских граждан.

Приведенное определение социальной функции государственного права, с попыткой распространительное ее толкования, страдает существенными недостатками. Во-первых, здесь допущена смешение воедино нескольких функций государственного права и права вообще, то есть отсутствует необходимая логическая стройность классификации. Закрепление норм, использования их в регулировании и воспитании — это свойства разного порядка и стремление свести их в единую функцию противоречит научным принципам построения понятий.

Во-вторых, в этом определение упущено одно из важнейших свойств права — наличие в нём обеспечиваемых государственным принуждением санкций и соответственно способность право запрещать, пресекать нежелательные обществу действия людей, то есть его охранительные начала.

Термин функция права нередко употребляется и с целью подчеркнуть какое-либо значение или роль права в обществе. Например, А. Нашиц считает, что право в силу своей социальной обусловленности осуществляет функцию «достижения относительного равновесия между социальными интересами, сталкивающиеся в рамках жизненных отношений».

А.Я. Рыженков, говоря о понятии функции права, считает, что правильнее говорить не о направлении правового воздействия, а о правовом воздействие в определённом направлении. Ему обоснованно возражает А.И. Абрамов, полагая, что применительно к функциям права четкое разграничение понятий «направления правового воздействия» и «правовое воздействие в определённом направлении» не имеет существенного значения, поскольку оба они выражают совершенно одно и тоже, только разными терминами.

Основная функция права это определяемый его социальным назначением основное направление воздействия права на общественные отношения; направление, в котором выражены его сущность, служебная роль, цели и задачи права. Понятие функции права, разумеется, не может иметь сходство с понятием функции государства в силу взаимосвязи государства и права, и соответственно в виду требований единства и методологических подходов к познанию этих частей социальной системы.

Понятие «функция права» включает основные, конституирующие, и дополнительные, примыкающие, элементы. К числу первых относятся социально-классовое назначения права и основные направление его воздействия на общественные отношения. Ко вторым — задачи, которым признано решать право на определённом этапе развития общества и объект, определяющий специфику и рамки соответствующей функции права.

Функции характеризуют динамическую сторону права, его активно- творческую роль, но развиваться они могут неравномерно. В зависимости от конкретной исторической обстановки на первое место выдвигается та из них, которая наиболее эффективно способствует решению самой важной задачи, стоящие перед теми, кто конструировал свою волю в форме права.

Статья написана по материалам сайтов: uristinfo.net, vuzlit.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector