Законодательные нормативные и правовые основы обеспечения безопасности

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют:

· Конституция РСФСР, Закон о безопасности, другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности;

· конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере;

· международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Сопоставление внутренних и внешних угроз показывает, что количество внутренних угроз преобладает. Среди внутренних угроз наибольшую опасность представляют тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технических сферах. В лучшем положении находится ресурсный потенциал: Россия унаследовала от бывшего СССР мощный ресурсный потенциал, составляющий 21% мировых запасов ресурсов. Его поддержание обеспечивает развитие целого комплекса отраслей материального производства, которые обладают достаточной устойчивостью и позволяют считать Россию великой державой. Вместе с тем распад единого экономического пространства СССР, ошибки в экономической политике существенно снизили ресурсный потенциал России. Объемы производства сократились, резко сократились геологоразведочные работы, что сказалось на уменьшение прироста ресурсов.

Социальная сфера играет ключевую роль в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Наибольшую угрозу существования страны, ее безопасности представляют:

· резкая дифференциация доходов населения;

· ухудшение структуры питания из-за сокращения средних норм потребления наиболее ценных видов продовольствия;

Имущественное расслоение населения характерно для всех стран. Однако степень этого расслоения, амплитуда колебания доходов различных групп населения не должны быть чрезмерными. В этом отношении в России сложилось ненормальное положение, когда при наличии 3-5% очень богатых людей значительная часть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп больше чем 1:10, то общество вступает в зону социальной нестабильности. В России, по официальной статистике, это соотношение составляет 1:12-14, по отдельным городам и регионам – еще выше.

Теневая экономика и криминализация экономики

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Основные законодательные акты по бжд(51)

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

· Указы Президента РФ.

· Постановления Правительства РФ.

· Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

· Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

· Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г.
Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.
Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.
Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

Нормативно техническая документация по бжд (52)

Нормативно-технической основой обеспечения безопасности жизнедеятельности составляет нормативно-техническая документация по охране труда, включающая государственные стандарты (ГОСТ) Российской Федерации, систему стандартов безопасности труда ССБТ, отраслевые стандарты ОСТ ССБТ, санитарные правила СП, гигиенические нормативы ГН, правила безопасности ПБ, инструкции по безопасности ИБ, правила по охране труда отраслевые ПОТО, типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ

Это интересно:  Правила продажи продуктов питания

Нормативно-техническая документация (НТД) по охране труда подразделяется на межотраслевую, отраслевую и документацию предприятий

Государственными нормативными требованиями охрана труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процесс е трудовой деятельности.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Нормативно-техническая документация по охране труда подразделяется на стандарты безопасности труда (государственные — ГОСТ, отраслевые — ОСТ, республиканские РСТ, предприятий — СТП); строительные нормы и правила; санитарные нормы и правила; правила безопасности и производственной санитарии; инструкции; указания и руководящие технические материалы; положения, директивные и циркулярные письма.

Государственное управление охраной труда(53)

Государственное управление охраной труда осуществляется в процессе объединения функций государства, работодателя и работника в области охраны труда.

Организация охраны труда регулируется главой 35 ТК РФ, Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Государственное управление охраной труда – это деятельность государственных органов исполнительной власти, специально уполномоченных на исполнение на основании законодательных актов специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций, направленных на:

— осуществление государственной политики по охране труда в различных сферах их деятельности;

— принятие и исполнение федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий труда;

— реализацию законодательных норм, гарантирующих безопасность работников при осуществлении ими своих трудовых функций, профилактику и устранение нарушений требований охраны труда.

Согласно части 1 статьи 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или поручается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Система управления охраной труда на предприятии(55)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) — часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Система включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006—2002 Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией

Цель системы управления охраной труда заключается в создании и поддержании оптимальных (допустимых) условий труда для работников организации. Для осуществления этих задач используются следующие методы и средства.

Расследование,регистрация и учет несчастных случаев на производстве (57)

«Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» распространяется на все объединения, предприятия, учреждения, организации.
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие на территории предприятия, вне его территории при выполнении пострадавшим трудовых обязанностей, задания администрации предприятия, руководителя работ (бригадира, мастера, начальника смены, участка), а также при следовании на предоставленном предприятием транспорте на работу или с работы. Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие как в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), так и в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды п т. п. перед началом пли по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни. Расследованию и учету подлежат также происшедшие на производстве острые отравления, тепловые удары, поражения молнией, обморожения.
Случаи профессиональных хронических отравлений и профессиональных заболеваний расследуют в порядке, установленном Министерством здравоохранения.

Комиссия по специальному расследованию имеет право потребовать от администрации предприятия: пригласить для участия в расследовании несчастного случая специалистов-экспертов; произвести технические работы, лабораторные исследования, испытания и другие работы; выполнить фотоснимки поврежденного объекта, места несчастного случая и предоставить другие необходимые материалы; предоставить транспортные средства и средства связи, необходимые для расследования; обеспечить печатание, размножение в необходимом количестве материалов специального расследования несчастного случая. Комиссия, технический инспектор труда имеют право в ходе расследования получать письменные и устные объяснения от очевидцев и других лиц.

Это интересно:  Задержка чартерного рейса права пассажира

Несчастный случай на производстве, вызвавший потерю у работника трудоспособности не менее одного дня или вызвавший необходимость перевода его с работы но основной профессии на другую, оформляют актом по форме H-I. Рабочие дни, на которые переведен работник на другую работу в связи с несчастным случаем, указывают в пункте 17.1 акта формы II-I и в отчет по травматизму не вносят. Администрация ирг (приятия обязана выдать заверенную копию акта формы Н-1 о несчастном случае пострадавшему или другому заинтересованному лицу не позднее трех дней с момента окончания по нему расследования. Акт формы Н-1 с материалами расследования подлежит хранению в течение 45 лет на предприятии, где взят на учет несчастный случай.

Специальному расследованию подлежат: групповой несчастный случай, происшедший одновременно с двумя и более работниками, независимо от тяжести травм пострадавших; несчастный случай с тяжелым исходом; несчастный случай со смертельным неходом. Заключение о тяжести травмы выдается лечебным учреждением, в котором лечат пострадавшего, по запросу администрации предприятия. Тяжесть травмы определяется но характеру повреждений согласно схеме, утвержденной Министерством здравоохранения.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ. — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемИлисов Амыр

Похожие презентации

Презентация на тему: » ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.» — Транскрипт:

1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

2 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. Конституция РФ является основой всего текущего законодательства в государстве. В ней изложены: — Основы конституционного строя РФ в области БЖ статья 7; — Права и обязанности человека в области БЖ закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58.

3 Федеральный закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. В законе определены: — основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности; — полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности.

4 Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. Закон определяет: — основы и организацию обороны РФ; — полномочия и функции органов; государственной власти РФ; — права и обязанности граждан РФ в области обороны; — ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны.

5 ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. Определяет: общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера.

6 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. Он регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

7 ФЗ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. Определены: — задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны; — права и обязанности граждан в области гражданской обороны.

8 Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. Установлены: — основные принципы противодействия терроризму; — правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним; — минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; — правовые и организационные основы применения ВС РФ в борьбе с терроризмом.

9 Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. Установлены: основные принципы противодействия терроризму; правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, правовые и организационные основы применения ВС РФ в борьбе с терроризмом.

10 Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. Закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление.

Законодательные и нормативные основы обеспечения безопасности труда. История их развития.

Законодательная база в области без-ти труда: Конституция (заложены осн.принципы обеспечения без-ти труда, напр, ст.37-труд свободен), ТК (отражены методы реализации принципов). Рассматривает след.вопросы: 1) правовые основы, регулирующие взаимоотношен.работника и работодателя; 2) режим труда и отдыха; 3)правовые нормы, регул.труд женщин, подростков, лиц с пониженной трудоспособностью; 4) виды компенсации за работу во вред.условиях (сокращенная продолжительность раб.времени (36 ч в неделю), доп.отпуска (56 дн), оплата по повышенным тарифн.ставкам, сокращ.пенсионного возраста (ФЗ о пенсиях, жен-50, муж-55), профилакт.питание (молоко, яйца, фрукты, соки, минер.воды), спецодежда, спецобувь; 5) надзор и контроль за без-тью труда. Высшей формой гос.надзора и контроля является Прокуратура в лице Главного Прокурора. Виды надзора и контроля: ведомственный (комитеты, комиссии), вневедомств.(гос.службы, не подчиняющиеся высшим органам отрасли: Госинспекция, Роспотребнадзор (гл.врач Анищенко), Ростехнадхор, Госпожарнадзор), общественный (проф.органы), 6) виды ответсвенности за нарушение законодателства. Виды: дисциплинарная (опред-ся ТК, налагается вышестоящим должностным лицом в порядке соподчиненности), административная (опр-ся кодексом об административных правонарушениях, налагается органами госнадзора, штрафы), уголовная (опр-ся УК, налагается на должностных лиц, ответственных за охрану труда), материальная (гражданская, опр-ся Гражданс.кодексом, возмещение ущерба, причиненного здоровью работника). Специальные требования без-ти труда изложены в Системе стандартов без-ти труда (ССБТ), госстандартах (ГОСТ), отраслевых стандартах (ОСТ) и др. Первые сведения об опасностях, возникающих в процессе труда, дошли до нас из глубины веков. Так, еще древнеримский врач Гиппократ, живший в 460—377 гг. до нашей эры, описывал болезненное состояние рудокопов. Гален (129—201 гг. нашей эры) был личным врачом императора Марка Аврелия. Ученый обратил внимание на вредное воздействие на организм человека пыли и свинца. Уроженец Швейцарии Парацельс, живший в 1493— 1541 гг., отметил непродолжительность жизни горняков и описал заболевание под названием «чахотка горняков, каменотесов, литейщиков». В работе «О чахотке и других заболеваниях горнорабочих» Парацельс указал клинические признаки этой болезни. Немецкий врач, геолог и металлург Агрикола (настоящая фамилия Бауэр), живший в 1494—1555 гг., выявил влияние условий производства на здоровье работающих и описал его в своем труде «О горном деле». Считающийся основоположником науки о заболеваниях, связанных с профессиональной деятельностью, ректор университета г. Падуя Бернардино Рамаццини (1633—1714) в 1700 г. опубликовал книгу «О болезнях ремесленников (рассуждение)», в которой он описал болезни и методы лечения работников более 50 профессий, затронув и вопросы гигиены. М. В. Ломоносов (1711 — 1765) сформулировал правила безопасности и санитарные правила при выполнении горных работ, создал теорию естественной вентиляции шахт, основанную на физических свойствах воздуха при разной температуре. На съезде Технического общества в 1882 г. профессор В. Л. Кирпичев (1845—1913) выступил с докладом «О мерах предосторожности при обращении с машинами и приводами». И. М. Сеченов (1829—1905) в своей работе «Рефлексы головного мозга» заложил научные основы физиологического анализа жизнедеятельности человека, в том числе и трудовой деятельности. В его книге «Очерк рабочих движений человека» (1901) научно обосновано ограничение длительности рабочего дня и исследованы наиболее благоприятные условия отдыха. Законы высшей нервной деятельности, установленные И. П. Павловым (1849—1936), лежат в основе современных представлений о формировании трудовых навыков, развитии причин снижения работоспособности, научного обоснования профилактики утомления на производстве. Впервые в Петербурге Д. П. Никольский (1855—1918) начал преподавать курс гигиены труда и первой помощи при несчастных случаях в Горном (с 1897 г.), Технологическом (с 1902 г.) и Политехническом (с 1904 г.) институтах. По его инициативе в Обществе охраны народного здравия была создана комиссия по охране труда. В 1902 г. земский врач А. В. Погожев создал первый журнал по гигиене труда «Промышленность и здоровье». Н. Е. Жуковский (1847—1921) — основоположник современной гидроаэродинамики. Ее используют для расчета работы вентиляторов и систем вентиляции. В 1910 г. он открыл аэродинамическую лабораторию в МВТУ.

Это интересно:  Права на мотоцикл стоимость и срок обучения

Н.Д. Зелинский (1861 — 1953) в 1915 г. создал первый противогаз, который стали использовать во время первой мировой войны. В 1917 г. в России был опубликован Декрет о восьмичасовом рабочем дне. Для лиц моложе 18 лет продолжительность рабочей смены была сокращена до 6 ч в сутки. В 1918 г. был издан первый российский Кодекс законов о труде (КЗоТ). С 1929 г. курс «Техника безопасности и охрана труда» стал обязательным для вузов страны. В 1966 г. он получил название «Охрана труда». После рассмотрения на коллегии Гособразования СССР вопроса «О первоочередных мерах по перестройке образования по вопросам охраны труда и гражданской обороны» был издан приказ № 473 от 09.07.1990 г. В нем, в частности, предусматривалось введение в учебные планы специальностей высшей школы с учетом содержания программы дисциплины «Промышленная экология и безопасность», вместо курсов «Охрана труда» и «Гражданская оборона» курса «Безопасность жизнедеятельности». Кроме того, для решения проблем безопасности, постоянно возникающих в процессе производственной деятельности, приказом Госкомитета РФ по высшей школе №292 от 13.05.1993 г. утверждена новая учебная специальность «Безопасность жизнедеятельности» (шифр 32.01) для подготовки соответствующих высококвалифицированных специалистов.

Статья написана по материалам сайтов: infopedia.su, www.myshared.ru, poisk-ru.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector